Приматы и кошки - ключи к спинному мозгу

Ученые вывели экспериментальное преимущество обезьян и кошек для изучения человечьих проблем со спинным мозгом.
Считающим, пусть и на глаз, дробями обезьянам вместе с кошками, наряду с мышами и крысами и прочими грызунами, предстоит и дальше быть подопытными в утраиваемых учеными экспериментах. Они признаны учеными более перспективными, чем грызуны, для получения результатов, что называется, in vivo в исследованиях, направленных на изучение спинного мозга. Поскольку мыши и крысы являются не только слишком мелкими объектами – их «животная модель» недостаточно близка к человеческому организму. Они не очень подходят для идей так называемой трансляционной медицины и разработки новых путей терапии в решении проблем у людей с повреждениями спинного мозга. В частности, у тех, у кого обнаружен так называемый «синдром Броун-Секара» (при данной болезни в результате выхода из строя половины спинного мозга одна сторона тела больного находится под центральным параличом, а на противоположной стороне - больной не чувствует боли и температуры; данная болезнь может наступать при ишемии сосудов, травмах, опухолях). Так как нечеловекообразные обезьяны лучше, чем крысы, могут восстанавливать функции спинного мозга после его так называемого латерального (одностороннего) поражения, у них успешнее чем у крыс, получается «связать нейронные сети выше и ниже места повреждения», поскольку обезьяны в результате эволюции получили относительно крыс преимущество в распределении нервных волокон в спинном мозге, идущих от головного мозга. Это как раз и важно для выбора животных под эксперименты для целей трансляционной медицины и разработки новых путей терапии в решении проблем у людей с повреждениями спинного мозга, как установили по итогам своих опубликованых в журнале Science Translational Medicine исследований ученые из международной группы во главе с профессором Грегуа Куртином из Университета Цюриха (Швейцария) с участием главного научного сотрудника Института трансляционной биомедицины СПбГУ и старшего научного сотрудника лаборатории физиологии движений Института физиологии им. И.П. Павлова РАН, доктора медицинских наук Павла Мусиенко, о чем в своем пересказе сути зарубежной статьи и повествует «Наука и жизнь».
«У приматов аксоны, идущие от моторной коры полушарий, в основном находятся в кортико-спинальном тракте дорсолатерального канатика (пучке волокон, проходящим ближе к наружной стороне), тогда как у грызунов кортико-спинальные аксоны располагаются преимущественно ближе к средней линии в дорсальном канатике. Специально для этой работы Павел Мусиенко разработал методику высокоточных цервикальных половинных перерезок спинного мозга, которую использовали на животных при моделировании синдрома Броун-Секара, и которая в большой степени определила повторяемость результатов и достоверные выводы из работы,- разъясняет «Наука и жизнь».
В связи с этим обнаруженным «преимуществом» обезьян перед крысами ученые для перечисленных выше целей и сочли более перспективным экспериментировать с обезьянами, нежели с крысами: «что бы ни думали себе противники использования животных в экспериментах».
Помимо обезьян упомянутый в статье Павел Мусиенко также причисляет к более перспективным, чем крысы, для экспериментов по изучению спинного мозга человека и кошек: ибо, как подчеркивает данный ученый, «по степени кортикализации (включению головного мозга в регуляцию основных функций организма) эти животные значительно ближе к приматам, чем грызуны».
Так что, видимо, в ближайшее время именно обезьяны будут использоваться для экспериментов ученых, которые с помощью них постараются решить человеческие проблемы со спинным мозгом.
Не смотря на то, что - как повествует та же «Наука и жизнь» в другом пересказе другого открытия ученых, описанном зоологами из Университета Дьюка в статье в Animal Cognition – обезьяны даже на глаз, без всяких арифмометров-калькуляторов, могут решать математические задачи с дробями...
Но таков уж путь человеческой эволюции.
В том числе - и науки, в которой обезьяны и кошки используются в качестве подопытных, потому что они - в этом качестве лучшие.