Мир перекрытых краников хочет кислорода экзопланет

Мир перекрытых краников хочет кислорода экзопланет
В современном мире на планете Земля, где часто и без всякой жалости и пощады перекрывают кислород, потому что тут, как говорится, ничего личного, а просто бизнес есть бизнес, в особой цене не только умение справляться с его дефицитом, но и хоть самое малое подтверждение надежды на то, что тот самый кислород, или его эквивалент, дающий возможность дышать и существовать кому-то живому и - желательно – разумному может быть хотя бы еще на одной экзопланете на бескрайних просторах вселенной. Мечты об этом, возможно, посещали людей еще в такие древне-седые времена, когда они, собственно, еще и не были человеком разумным, и просто сиживали после дневных битв с крошением черепушек конкурентов на пороге своих первобытных пещер, вглядываясь в сияющий звездный мириад на небе. Потому что без этих простых, в сущности, человеческих желаний - выжить там, где кислород перекрывают не только недруги, но и недуги, и обрести хоть малые основания для надежды на то, что жизнь возможна не только на планете Земля,- не было бы, возможно, и самих людей. Не исключено, что все устремления человеческой эволюции сводились именно к их реализации. Однако кое-каких конкретных результатов - пусть и не всеобъемлющих, а всего лишь отчасти – удалось добиться лишь в нынешние времена. Во всяком случае, так счел Нобелевский комитет, объявивший накануне о присуждении Нобелевской премии по медицине и физиологии за 2019 год Уильяму Кэлину-младшему (William G. Kaelin Jr), Питеру Рэтклиффу (Peter J. Ratcliffe) и Греггу Семензу (Gregg L. Semenza) - за открытие механизма чувствительности и адаптации клеток к уровню кислорода, а сегодня – о присуждении Нобелевской премии по физике 2019 года Джеймсу Пиблсу (James Peebles), Мишелю Майору (Michel Mayor) и Дидье Кело (Didier Queloz) - «за вклад в наше понимание эволюции Вселенной и места Земли в космосе»: половину премии по физике Джеймсу Пиблсу дали «за теоретические открытия в физической космологии», обладателями второй половины Мишель Майор (Michel Mayor) и Дидье Кело (Didier Queloz) стали «за открытие экзопланеты, вращающейся вокруг звезды солнечного типа».

дополнительные материалы
Морфа как защитная форма эволюции

Вышедшая из перекрытия кислорода Нобелевская премия

Vyshedshaya iz perekrytiya kisloroda Nobelevskaya premiyaВчерашние лауреаты получили премию по медицине за обнаружение универсального механизма чувствительности и адаптации клеток к уровню кислорода. Открытый учеными механизм регулирует активность генов в зависимости от уровня кислорода в клетках: если уровень кислорода низкий (это состояние называется гипоксией), белок HIF-1α накапливается в ядре клетки и взаимодействует с другим белком — ARNT, затем – связывается с определенными последовательностями ДНК, а когда уровень кислорода соответствует норме - HIF-1α расщепляется многобелковым комплексом протеасомой, однако при формировании злокачественных опухолей – наступает повышенная активность HIF-1α. Считается, что это открытие даст человечеству новые методы борьбы с раком и другими заболеваниями.
V perekryvayushchem kislorod mire hochetsya ego hot na ekzoplanetahНу а лауреат премии по физике Джеймс Пиблз является одним из создателей современных представлений о Вселенной, теоретически описавшим эволюцию Вселенной - с так называемым Большим Взрывом и начавшимся после него расширением Вселенной: сначала – непосредственно после Большого Взрыва почти 14 миллиардов лет назад Вселенная была неимоверно горячей и плотной, затем в результате расширения становилась не только все более увеличивающейся в размерах, но и все более холоднее. Через четыре сотни тысяч лет после Большого Взрыва Вселенная обрела прозрачность и световые лучи обрели возможность движения в пространстве.


Джеймс Пиблз понял, что коли измерить температуру излучения от рождения Вселенной – можно получить данные о том, сколько материи было создано в Большом взрыве, и что высвобождение этого света сыграло решающую роль в том, как материя могла позже «сгуститься», формируя галактики и скопления галактик. Сегодня, как считается, нам видна лишь малая часть Вселенной – 5 % процентов ее материи, из коей сотканы галактики, звезды, планеты и живые создания на планете Земля, в том числе – и люди. Все – остальное – это 95% процентов так называемой темной материи и темной энергии, про которую не то чтобы мало чего известно, а вообще пока ничего по факту неизвестно. И эту великую загадку предстоит еще разгадать будущему.
Ну, а два других сегодняшних лауреата премии по физике Мишель Майор и Дидье Кело – в 1995 году впервые в истории астрономии подтвердили факт вращающейся вокруг звезды солнечного типа в Млечном Пути похожей на Юпитер экзопланеты, которую сейчас именуют «Димидий». И с этого их открытия стартовала «революция в астрономии», в результате которой астрономы открыли-обнаружили более 4 тысяч экзопланет. Они крайне разнообразны по форме и содержанию, и их, как считается, во Вселенной должно быть великое множество, и где-то на них теоретически должны быть жизнь и живые существа.
Человечеству хочется, чтобы эволюция живого имела продолжение, и это ныне оценил Нобелевский комитет.