Тафаев про историю с трансформацией

Тафаев про историю с трансформацией
Геннадий Тафаев анализирует влияние истории на трансформацию этнопсихологии болгаро-чувашской нации.
Продолжаем публиковать, что называется, в дискуссионном порядке цикл статей известного в Чувашии ученого, доктора исторических наук Геннадия Тафаева – в своей новой статье господин Тафаев анализирует «влияние истории на трансформацию этнопсихологии болгаро-чувашской нации».

«ВЛИЯНИЕ ИСТОРИИ НА ТРАНСФОРМАЦИЮ ЭТНОПСИХОЛОГИИ БОЛГАРО-ЧУВАШСКОЙ НАЦИИ

При исследовании произведений чувашских читателей, поэтов, драматургов и художников стремлюсь увидеть в их работах крупицы болгаро-чувашской истории. Только найдя их в произведениях, мы можем уверено сказать, что они достойны болгаро-чувашской истории.
Г.И. Тафаев
Болгаро-чувашская история для большинства современных чуваш России – это святое. Подавляющее большинство чувашской нации психологически отождествляют себя с волжскими болгарами.
Причины самоидентификации себя с историей Волжско-Болгарской (огуро -болгарской) R-язычной цивилизацией.
• Территория.
• История.
• Культура.
• Чувашский язык.
• Традиции.
• Музыка.
• Этнопсихология.
Для большинства современных чувашей, невзирая на политическую «суваризацию» болгаро-огурский код является родным.
Gennadij Tafaev s kollegamiВопреки «суваризации» некоторые краеведы пытаются сохранить в своих книгах большой пласт болгарской истории. Обратим внимание, на doktor istoricheskih nauk Vasilij Dimitriev vystupaetисследование Аркадия Русакова, конечно, он опирается на работы В.Ф. Каховского, В.Д. Димитриева и фальсифицированную историю» Джагфар Тарихы».
«Татары грабили Волжскую Болгарию с юго-востока. А с юга земли булгар продолжали терроризировать ханы и ханычи Золотой Орды. Таким образом, Волжская Булгария оказалась в кольце врагов, делавших постоянные набеги и походы на неё со всех сторон. К тому же и следующие события происходили не в её пользу. В 1406-ом году Тохтамыш был убит Едигеем, который новым ханом в Сарае поставил своего сына Джалал-ад-дина. Но он на троне в Сарае продержался не долго и, придя в 1407-ом году в Булгар, захватил здесь власть. Таким образом, власть в столице Волжской Булгарии оказалась в руках татарского хана. Этим самым усилились позиции происламски настроенных булгаро-чувашей Волжской Булгарии.
В этом же году его отец Едигей, вернувшись из похода в Хорезм, со своей армией вторгся в Волжскую Булгарию. Разоряя всё на своём пути, он ушёл в Подмосковье. Пока он грабил русские земли под Москвой, татары Золотой Орды, привлекая в свои войска подвластных себе булгаро-чувашей и мордву, совершили поход на Русь - на Нижний Новгород и Городец. Оттуда, на обратном пути в направлении Суры они разорили Курмыш. В ответ на это в 1409-ом году во главе с воеводой Анфаем новгородцы сами напали на Волжскую Булгарию, но потерпели поражение. Сам воевода попал в плен. В этом же году на землях Волжской Булгарии совершили большие разбои и ушкуйники [2].
Далее автор отмечает, что не глядя на беспрерывные нападения извне и грабежи, в начале 15-го века Волжская Булгария все же находила ещё в себе силы держаться и даже участвовать в походах на соседей. Например, в 1411-ом году жукотинские булгары-князья вместе с мордовскими князьями участвовали в междоусобной войне суздальсконижегородских князей против Москвы и Ростова на стороне первых. Город-крепость Булгар, хотя и неоднократно разорялся, сохранял ещё своё значение как столица Волжской Булгарии. В нём в 1411-ом году Тимур, в 1412-ом году – Джалад-ад-дин, в 1414-ом году-Кенек-хан даже чеканили монеты [3].
Но данные факты говорят ещё и о другом: в этот период истории в столице Волжской Булгарии хозяйничали уже не булгаро-чувашские цари-эльтеберы, а татарские ханы. Сами doktor istoricheskih nauk Vasilij Dimitriev vystupaet1булгаро-чуваши с сильно уменьшившейся численностью после перечисленных выше войн сохраняли свою власть в вышеназванных трёх doktor istoricheskih nauk Vasilij Dimitriev vystupaet2регионах страны: в Чаллы-Черемшанской провинции, на Правобережье Волги и на реке Чепец в Закамье. Но многие булгаро-чувашские города и селения к тому времени были уже уничтожены, селения стёрты с лица земли. Во второй половине 14-го—в начале 15-го веков из-за непрерывных войн на территории Волжской Булгарии было уничтожено 32 города: Сувар, Биляр, Балы-мер, Керменчук, Синбер, Кам, Таяба и другие. Было уничтожено порядка 2000 булгаро-чувашских селений. Разорения и постоянные грабежи продолжались вплоть до его смерти в 1419-ом году. Окончательное опустошение булгарской земли завершилось в 20-ых годах 15-го века. В 1429-м году земля булгар подверглась новому нападению из Руси. Булгаро-чувашские поселения уцелели только на Правобережье Волги, в Предкамье, Закамье, Приказанье и Заказанье.
В этих жестоких условиях называться булгарином в дальнейшем стало не только не престижно, но и небезопасно. Этноним «булгар» постепенно уходит в историю, постепенно заменяясь латентным до этого времени древним этнонимом «чуваш». А русские летописцы, пока не знакомые с этим этнонимом, с этого времени всех жителей булгарской земли стали называть только татарами. То есть, этнонимом «татары» ими автоматически стали называться и булгаро-чуваши того периода [4].
Подытоживая и развивая сказанное выше, можно сделать такой вывод:
- В 1236-41-ом годах монголо-татарские полчища разгромили все города и большинство селений Волжской Булгарии, перебили огромное количество булгаро-чувашского населения. Для булгаро-чувашского народа начался трагический период, сопряжённый с массовым геноцидом.
- Хотя во второй половине 13-го века на территории Булгарского улуса Золотой Орды (Волжской Булгарии) некоторые разгромленные в 1236-41-ом годах города и сёла восстановились и появились новые селения и города булгаро-чувашей, во второй половине 14-го века - в первой четверти 15-го века все они были вторично разгромлены, стёрты с лица земли. То есть, конец 14-го — начало 15-го веков являются самым трагичным периодом в истории Волжской Булгарии после завоевания её монголо-татарами в 1236-41-ом годах. В результате геноцида булгаро-чувашского населения за этот период территории сегодняшней Ульяновской, Пензенской, Самарской областей, закамской и правобережной части Татарстана, юго-восточной части Чувашии были превращены в необитаемое «дикое поле». На обезлюдевших землях Волжской Булгарии со своими стадами скота стали кочевать кочевники-ногайцы.
doktor istoricheskih nauk Vasilij Dimitriev vystupaet3Причинами превращения территории Волжской Булгарии в «дикое поле» были: частые грабительские походы эмиров кочевых монголо-doktor istoricheskih nauk Vasilij Dimitriev v molodostiтатарских орд Золотой Орды на оседлую Волжскую Булгарию, разорительные походы Уксах-Тимура 1391 и 1395-го годов на булгаро-чувашские земли, походы ногайского хана Едигея, частые разорительные нападения русских князей и набеги пиратов-ушкуйников на Волжскую Булгарию.
Вследствие опустошения и превращения территории Волжской Булгарии в «дикое поле» в 13-15-ом веках было уничтожено 80 (восемьдесят!) процентов булгаро-чувашского народа. Сохранившиеся в живых остатки булгаро-чувашей с территории «дикого поля» ушли и сконцентрировались в нескольких регионах:
- в нижнем Прикамье, Приказанье и Заказанье, где образовалась Чувашская даруга, идущая от Казани на восток до Чаллы-Черемшанскй провинции («даруга»- видоизменённое чувашское слово «тарах», обозначающее область, окрестность). В 1430-ом году в восточной половине Волжской Булгарии, где к длительно живущим здесь булгарам-ашрафидам присоединились пришлые) с «дикого поля» булгаро-чуваши, образовалась автономия булгаро-чувашей со столицей в городе Чаллы. Из фальсификаций «Джагфар Тарихы» (большая часть взята у В.Д. Димитриева, но без ссылки на профессора.).
- Алацкая, Галицкая, Арская даруги на реке Чепец и на среднем уровне реки Вятки, расположены на территории современной Удмуртии.
- Центральная и северная территория современной Чувашии. Туда уцелевшие после геноцида булгаро-чуваши пришли с таких территорий «дикого поля», как земли современной Пензенской, Самарской и Ульяновской областей, юго-запада Татарстана, юго-востока Чувашии, а также с Левобережья Волги - с районов Жукотина, Керменчука и Булгара. Данная территория современной Чувашии до прихода туда булгаро-чувашей была средой обитания марийцев, которые частично ушли на севернее расположенные земли, частично ассимилировались в чувашском народе. Здесь булгаро-чувашами было вновь основано около 400 сёл.
doktor istoricheskih nauk Vasilij Dimitriev v zrelye godyЧасть булгаро-чувашей вообще ушла за пределы Волжской Булгарии: на территорию современной Нижегородской области, где обосновали istorik Vasilij Dimitriev rasskazyvaetсело Берендеево, на территорию современной Сумской области (Ахтырка), на Вятку (Лопьял - родина знаменитого художника Васнецова) и на другие места [5].
Мы должны, конечно, отметить:
1. Большинство представленного текста взяты из работ профессора В.Д. Димитриева.
2. Часть из «псевдолетописи» «Джагфар Тарихы». К сожалению, текст не классический, но его краевед тиражирует, и у чувашей в головах закрепляют ложь из псевдолетописи «Джагфар Тарихы».
3. История в этом случае становится политикой искажения и лжи.
4. Конечно, часть правды В.Д. Димитриева вошла в его пособие. Спасибо автору, но вновь хотелось бы сказать о пропущенных сносках.
5. Положительно, что краевед показал «геноцид» Батыя и Тамерлана по работам профессора.
Автор считает, что «ярким представителем рода Державиных в последующем стал всем известный поэт России Гавриил Державин - учитель и наставник А.С.Пушкина и других русских поэтов. А героическим представителем рода Нарбековых стал Дмитрий Иванович Чюваш - обладатель первого русского дворянского герба за заслуги перед царем (М.Е Бычкова) в борьбе с Казанским ханством [6].
istorik Vasilij Dimitriev v razlichnye periody zhizni8Относительно возникновения Казанского ханства, в составе которого оказалась основная масса булгаро-чувашей, известно следующее. В istorik Vasilij Dimitriev v razlichnye periody zhizni1437-ом году в Казани царём был Алибей. В этом же году саранский хан Улук Мухаммед был свергнут с трона Кичим-ханом. Свергнутый Улук Мухаммед с 3000-ым войском пошёл на Русь. Но после столкновения с русскими он отступил в направлении Казани и, дойдя до неё, предъявил Алибею ультиматум уступить ему трон. Сместив царя Казани, Улук-Мухаммед занял его трон и в 1438-ом году объявил о создании нового Казанского ханства со столицей в городе Казани. Как сказано выше, город Булгар к тому времени уже не существовал и не мог быть столицей вновь образованного ханства. В связи с этим по приглашению Улук - Мухаммеда в новое Казанское ханство из Золотой Орды переселилось сразу 40 тысяч татар. Город Казань был наводнён пришлым татаро-кипчакским населением. С этого момента закончилось кратковременное номинальное подчинение Волжской Булгарии Руси [7]».
Вновь хотелось бы сказать:
• По утверждению В.Д. Димитриева пришли («осели») в Золотой Орде – 50 тыс. татаро - кыпчаков.
• В Казанском ханстве еще «осело» - 50 тыс. татаро - кыпчаков.
Таким образом, происходит вытеснение болгаро - чувашей из Центральной Болгарии и из административных должностей ханства.
• Путаница у краеведа и по «возникновению Волжской Булгарии Руси»
• Продолжает краевед использовать и татаро-кыпчакский термин Булгария (булгары).
Следует сказать, что именно геноцид Батыя и Тамерлана стал трансформировать этнопсихологию болгаро - чувашей. Если до 1236 г. преобладали положительные черты болгаро - чувашей, например:
• Аккуратность.
• Смелость.
• Настойчивость.
• Трудолюбие.
• Отзывчивость.
• Нежность.
• Любовь.
• Решительность.
• Вдумчивость.
Но в ходе ордынской трансформационной эпохи стали прикрепляться отрицательные черты в этнопсихологии «худых болгар» (чувашей):
• Мстительность.
• Предательство.
• Беспечность.
• Трусость.
• Равнодушие.
• Грубость.
«Кровавая история» в эти 300 лет стала ломать этнопсихологию.
• болгар;
• «худых болгар»;
• Болгаро - чуваш.
istorik Vasilij Dimitriev v razlichnye periody zhizni1Обратите внимание, в чем причина того, что болгаро - чуваши этнопсихологически трансформировались. По А. Русакову «Казанское ханство istorik Vasilij Dimitriev v razlichnye periody zhizni2стало занимать в основном территорию северной части бывшей Волжской Булгарии. Границы ханства не везде были устойчивы. Западные границы проходили по реке Суре. По этой причине и чувашские земли Правобережья Волги входили в состав вновь образованного ханства. Ханство было разделено на 7 наместничеств — даруг (от чувашского слова «тарах», обозначающего сторону, край), которые управлялись эмирами. Даруги делились на улусы (волости) и сотни, которыми управляли турханы, мурзы, князья-эмпю, пю, сотники и десятники. Высокопоставленные чиновники жили в основном в Казани. Территория, находившаяся к востоку от Казани до Средней Камы, где проживали в основном чуваши, называлась Чувашской даругой.
Восточная половина бывшей Волжской Булгарии с центром в городе Чаллы, то есть Чаллы-Черемшанская провинция, продолжала свою самостоятельную независимую историю. Она имела свою армию из казаков-чувашей, являлась независимым восточным соседом Казанского ханства. Здесь - в восточной половине бывшей Волжской Булгарии, как и раньше, хозяевами были чуваши, придерживающиеся своих традиций, языка и религии. Но об этом в то время русские летописцы не знали и в своих летописях чувашей этого региона ошибочно продолжали называть татарами. Поэтому в летописях того времени чуваши как народ пока не упоминаются[8].
istorik Vasilij Dimitriev v razlichnye periody zhizni3По мнению краеведа: «Казанское ханство с самого начала унаследовало от Золотой Орды деспотическую диктатуру кочевников-феодалов и istorik Vasilij Dimitriev v razlichnye periody zhizni4высшего мусульманского духовенства, направленную на обеспечение абсолютного господства ханского режима и ислама в регионе. Диктатура сопровождалась жестоким национальным гнётом над коренным чувашским населением. К примеру, вначале - при Улук-Мухаммеде татаро - кипчаки в ханстве по численности не преобладали, но в их руках были сконцентрированы карательная власть и армия. В ханстве господствующей религией при власти являлся ислам, требующий от булгаро - чувашей отказа от своей народной религии и перехода в ислам.
По требованию мусульманского духовенства переход в мусульманство предполагал обязательную татаризацию чувашей. Такая политика исламизации и татаризации хана и исламского духовенства в отношении местного чувашского населения преследовала цель увеличения численности татарского населения в ханстве, лояльного к ханской власти. Вследствие близкого нахождения от Казани татаризация охватывала, прежде всего, непосредственно подневольную хану часть чувашской феодальной верхушки Левобережья Волги, желающей сохранить свои материальные позиции и при ханском режиме. Чувашские феодалы этого региона ханства только при переходе в мусульманство могли рассчитывать на сохранение и получение от хана титулов мурз и турханов. Без этого к руководящим должностям в ханстве и армии они не допускались. Рядовые чуваши Левобережья Волги, находившиеся под властью своих отатарившихся местных турханов вслед за ними также вынуждены были отатариваться и переходить в ислам. По этой причине большая часть сегодняшнего татарского народа, особенно в Поволжье, имеет в прошлом непосредственные чувашские корни.
istorik Vasilij Dimitriev v razlichnye periody zhizni6Позиции чувашей, придерживающихся своих народных традиций, чувашской религии и родного языка, вследствие их отдалённого istorik Vasilij Dimitriev v razlichnye periody zhizni7нахождения от Казани оставались сильными на Правобережье Волги, то есть на территории современной Чувашии и на реке Чепец, на среднем уровне реки Вятки, расположенных на территории современной Удмуртии. В то время данная территория называлась Арской даругой, здесь жили арские чуваши-бессермяне. То есть, чуваши Правобережья Волги и Арской даруги более успешно, чем чуваши Левобережья Волги, противостояли исламизации и татаризации населения в ханстве. Марийцы (черемисы), мордва и удмурты, жившие в основном на окраинах ханства и за его пределами насильственную исламизацию и татаризацию избежали.
Кроме этого в этот период продолжился дальнейший приток татаро-кипчаков в Казань. «Казанская летописица» сообщает об этом так: «И начали збираться ко царю многие варвары от различных стран: От Золотой Орды, от Асторохани и от Азова, и от Крыма и нача... вместо Золотой Орды Казань - новая Орда». Численность татар в ханстве за счёт притока татар извне резко увеличилась. Поэтому с образованием Казанского ханства татаро-кипчакский, а проще - татарский язык в ханстве стал официальным господствующим языком. Мусульманская религия стала абсолютной господствующей государственной религией [9].
istorik Vasilij Dimitriev v razlichnye periody zhizni9Верховным собственником всех земель являлся хан. Часть лучших земельных угодий являлись его личными землями. Также он своими istorik Vasilij Dimitriev v razlichnye periody zhizni10распоряжениями за верную службу и военные заслуги раздавал земли своим феодалам - эмирам, мурзам, бикам, турханам, которые имели право сбора ясака и налогов на своих территориях. Поэтому земли в ханстве делились на дворцовые, государственные, феодальные. Дворцовые земли обрабатывались русскими и мордовскими пленниками. Государственные земли находились во владении чувашских общин, обязанных платить ренту - налог хану как распорядителю землёй. Феодальные земли были во владении феодалов. Земли имело и мусульманское духовенство.
При хане действовал диван - правительство и совет крупных татарских феодалов. Кроме этого был ещё съезд крупных и средних феодалов - курултай. Феодальную иерархию составляли эмиры, пики (князья), мурзы и уланы, турханы. Крупные феодалы и чиновники жили в основном в Казани. Среди мелких и средних феодалов встречались и чуваши, к высоким постам в ханстве они не допускались. По этой причине крупные феодалы, духовенство, все чиновники, основой состав войска были из татар. Но в войсках служили и марийцы с чувашами. Армия хана насчитывала 30000 тысяч человек, среди которых по описаниям немецкого дипломата З. Герберштейна, «черемисы и чуваши - самые искусные стрелки, чуваши отличаются также и знанием судоходствах». В ханстве были и служивые люди - казаки, в большей части - чуваши.
Преобладающая часть населения ханства являлась сельским населением и занималась земледелием, животноводством, кузнечным делом, обеспечивала ханство хлебом и продовольствием.
istorik Vasilij Dimitriev v razlichnye periody zhizni12То есть крестьяне, в основном чуваши, натурой и деньгами, отдавали хану ясак - десятинную подать. Помимо этого ясачные чуваши istorik Vasilij Dimitriev v razlichnye periody zhizni13чиновниками хана привлекались к строительству крепостей и оборонных укреплений, выполняли ямскую, дорожную, постойную повинности. Чуваши, живущие вдоль рек хорошо знали судоходство и широко привлекались к транспортировке речных грузов. В городах Казани и Веде Суваре Шубашкаре (в русских летописях называемом Чебоксарами), в крупных сельских населённых пунктах были развиты ремесленность, серебряное, кожевенное дело, торговля.
В Казанском ханстве с самого его начала не было прочного политического положения. Его стали раздирать изнутри постоянные междоусобицы в борьбе за власть. В 1446-ом году, убив отца и брата, к власти пришёл Махмутек. С его приходом Казанское ханство стало набирать силу и вскоре оказалось хозяином положения на Средней Волге. При нём позиции татаро-кипчакского языка как государственного ещё более укрепились. Ханом была продолжена политика насильственной исламизации и татаризации нетатарского населения ханства, в первую очередь - не отатарившихся ещё к этому времени чувашей. В такой своей политике давления на народ хан стремился опереться на местную чувашскую знать в лице продажной части чувашских турханов, которых он за верную службу ему одаривал льготными грамотами на наследственное владение землёй. Не соглашающихся с ним чувашских турханов он преследовал. В народе сохранились имена турханов-прислужников хана: Пулат, Партас, Салдуган. Среди таких турханов своей жестокостью выделялся Уразмет. Он с целью выслужиться перед ханом много сделал для насильственной исламизации и татаризации своего родного чувашского народа, грабил простых своих людей, периодически отправлялся к хану для рабского услужения красивых девушек-чувашек [10].
Краевед А. Русаков верно отмечает:
• Татаризацию чувашей в ханстве.
• Исламизацию чувашей.
• Эксплуатацию чувашей татарской знатью.
• Непокорность чувашских тарханов (аристократии) татарам.
• Бегство (уход) чуваш на Горную сторону, Удмуртию.
• Военное выступление чувашей против татарских войск.
• Сильное военное сословие из чувашских казаков.
Таким образом, «кровавая история» всегда учила чувашей, но и трансформировала их этнопсихологию.
Литература:
1. Русаков, А.Н. Страницы чувашской истории/А.Н. Русаков, - Чебоксары, 2014. – С.194.
2. Русаков, А.Н. – С. 194.
3. Русаков, А.Н. – С. 194.
4. Русаков, А.Н. – С. 195.
5. Русаков, А.Н. – С. 196.
6. Русаков, А.Н. – С. 200.
7. Русаков, А.Н. – С. 200.
8. Русаков, А.Н. – С. 201.
9. Русаков, А.Н. – С. 202.
Геннадий Тафаев, доктор исторических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Яковлева»
Для иллюстрации автор - помимо иных изображений - использует также и собственные фото.
От «Корпункт»: «Корпункт» напоминает, что изложенная господином Тафаевым точка зрения может не совпадать с позицией «Корпункт».