Липопротеиновое хорошее – не всегда хорошо

Липопротеиновое хорошее – не всегда хорошо
Хорошее подчас становится плохим, и хорошее – не всегда есть хорошо.
Это - без каких-либо аллюзий на предмет того, что почему-то, например, человек, который вчера еще занимал, как любят подчас формулировать суды, «определенную должность», потеряв свой пост, для многих вдруг становится гораздо хуже, чем был, или, скажем, примеров «обратного» рода, когда, наоборот, вчера еще бывший лишь слегла плоховатым какой-либо индивидуум, взлетев в какое-либо руководящее кресло, в одночасье становится исключительно хорошим – во всяком случае, для подавляющего большинства своих подчиненных.


Судя по сегодняшнему пересказу «Науки и жизни» итогов исследований большой группы ученых из научных центров США, Германии, Франции, Дании, Великобритании, Пакистана, Бангладеш и других стран, опубликованных в журнале Science, почти мистическое перетекание хорошего состояния того или иного человека в плохое без всяких дураков часто зависит не просто от общего уровня здоровья, а от чего-то, что даже не зависит от считающихся хорошими липопротеинов высокой плотности. Иногда и человек-то исключительно хороший, но состояние у него – плохое. Не смотря даже на то, что у него вроде имеются считающиеся «хорошими» липопротеины высокой плотности (в научных кругах их именуют то ЛПВП, то - просто ЛВП) в противовес считающимися «плохими» липопротеинам низкой плотности (ЛПНП, ЛНП). И тут на самом-то деле, что есть хорошо и что есть хорошее, нелегко разобраться даже и ученым. Даже и постичь, в чем загвоздка,- трудновато.
У человека, имеющего эти самые хорошие ЛПВП, вместе с которыми в человеческой крови течет холестерин, вроде бы должен быть, мягко говоря, получше и повыше уровень защиты от атеросклеороза (в плане наличия так называемых атеросклеротических бляшек на стенках сосудов, которые являются фактором сердечно-сосудистых заболеваний). По идее вообще справиться с данной напастью из крайне опасной области сердечно-сосудистых заболеваний можно было бы внешне не только просто, но и практически радикально – путем разработки соответствующих препаратов и, что называется, искусственного регулирования уровня ЛПВП: увидели, скажем медики, что у какого-либо индивидуума проблема с ЛПВП – тут же через разработанный ими впрыснутый ему препарат искусственно отрегулировали. Однако, как повествует в сегодняшнем своем пересказе «Наука и жизнь» итогов исследований большой группы ученых из научных центров США, Германии, Франции, Дании, Великобритании, Пакистана, Бангладеш и других стран, опубликованных в журнале Science, на данном пути выявилась череда пока непреодолимых трудностей и неприятных парадоксов. Дело не только в том, что разработанные на данный момент препараты и «средства, повышающие липопротеины высокой плотности, в клинических испытаниях себя не оправдали», - тут еще и по проведенным генетическим исследованиям «оказалось, что наличие генов, связанных с высоким уровнем ЛПВП, не обязательно снижает вероятность сердечно-сосудистых проблем». Такой вот неприятный парадокс имеет место.
дополнительные материалы
Группа эффективна рефлексами

Ученые из означенной выше группы научных центров, исследовав гены у восемьсот пятидесяти двух человек «с высоким уровнем ЛПВП и у более чем тысячи человек с обычным уровнем ЛПВП», обнаружили некую шестидесятисемилетнюю женщину, у которой, как повествует «Наука и жизнь», «не было ни одной работающей копии гена SCARB1», но «сосуды выглядели хуже», чем они должны выглядеть в ее возрасте. Однако при этом у нее парадоксальным образом уровень «хорошего холестерина» был почти в три раз выше нормы. Покопавшись еще «по сотням тысяч прочитанных геномов», ученые нашли еще почти три сотни «людей с отсутствующей копией SCARB1», причем у большинства из них «уровень «хорошего холестерина»», как и в случае с шестисемилетней женщины, «был сравнительно высок», однако у них при этом «и риск сердечно-сосудистых заболеваний был на 80% выше, чем у обладателей двух экземпляров гена».
Так что «высокий уровень «хорошего холестерина» – это не всегда хорошо», делает свой «ударный» вывод в своем пересказе опубликованных исследований в Science «Наука и жизнь», делая предположение о том, что «возможно, лекарства, повышающие уровень ЛПВП, потому и не оправдывали ожиданий, что образующийся избыток липопротеиновых частиц просто не мог впитаться в печень».
То есть этакий «попутчик»-транспортер холестерина в виде хорошего липопротеина высокой плотности (ЛПВП) – это «не всегда хорошо». Такой вот неутешительный вывод у «Науки и жизни» в ее пересказе.
Почему все это происходит-проистекает, в чем здесь, собственно, главная загвоздка – этого, судя по сегодняшнему пересказу «Науки и жизни», наука пока не ведает.
Но она предполагает разобраться.