Что вредного прижили себе в неволе дикие лошадки

Что вредного прижили себе в неволе дикие лошадки
По-своему интересная это штука – привычка. Не только у людей, но и у животных.
Причем – у животных эти самые привычки бывают где-то даже наследственными.
Но изменение их, пусть и вынужденное, сделанное на грани выживания, может вести к тяжелой ситуации.
Пусть и не к такой катастрофической, коя поставила буквально на грань исчезновения к началу семидесятых годов двадцатого века знаменитую лошадь Пржевальского: ее к 1969-му году в исконных местах обитания, степях и полупустыне у Гоби, ружьями истребили местные скотоводы. Так как лошадь Пржевальского в тех скудных на воду и пастбища местах являлась сильным конкурентом домашнему скоту. Они разве что пулеметами в бедных диких лошадок тогда не палили, но и ружей хватило, чтобы полностью вычеркнуть из дикой природы ту самую лошадь Пржевальского. Как вид лошадь Пржевальского удалось сохранить только через зоопарки: лошадки сумели размножиться в неволе, и через череду поколений, к исходу двадцатого века, их выпустили обратно исконные родные степи и полупустыню у Гоби (на территории Казахстана, Монголии, Китая, России).
Но адаптация к неволе не прошла бесследно для лошади Пржвальского: поколения лошадок в неволе вынужденно изменили привычкам обитавшим в дикой природе предкам, и сейчас это стало тормозом для роста их популяции в дикой природе.
Это следует из пересказа опубликованных в издании Scientific Reports результатов исследований специалистов Московского государственного университета и их коллег из Венского ветеринарного университета вездесущей «Науки и жизни». Ученые сделали свой вывод не умозрительно – они проанализировали пищевой рацион современных, выпущенных с неволи в дикую природу лошадей Пржевальского с пищевым рационом лошадей Пржевальского, живших сто лет назад, в девятнадцатом веке, в условиях дикой природы.
«Сравнив», как уточняется в пересказе, «содержание изотопа углерода 13С в волосяных фолликулах современных лошадей и лошадей столетней давности».
Потому что лошади Пржевальского сто лет назад, конечно же, пили отнюдь, как пел в своей известной песне классик о конях, не ветер, а глотали, употребляя в пищу, разумеется, совсем не туман
Произведенный анализ показал, что сто лет назад лошадки «предпочитали траву весной и осенью, а зимой общипывали листья у кустов», а выпущенные из неволи обратно в дикую природу современные лошадки – круглогодично жуют травянистые растения. То есть – спецы вычислили разность рациона. Отсюда - последовал вывод о том, жившие сто лет назад лошадки «меняли рацион», скорее всего, по степной еще привычке, они и в условиях полупустыни и пустыни употребляли в пищу - исходя из времени года – ту еду, коей они привыкли питаться еще при жизни в степях. «Кроме того, раньше лошадям часто приходилось прятаться от человека, и прятались они в зарослях кустарников, рассеянных по Гоби,- отмечается в пересказе.
Сейчас отсутствие боязни у лошадей Пржевальского пред человеком, то, что современные лошади пришли в дикую природу из неволи,- эти факторы тормозят рост их популяции.
Современные лошадки «утратили», как подчеркивается в пересказе, «некоторые важные привычки», поэтому для них очень пока тяжело складывается конкуренция «с домашними лошадьми и домашним скотом» за пастбища с травой, кои близ пустыни Гоби и без того «не слишком обширны».

дополнительные материалы
Черновая индустрия

«Если бы лошади Пржевальского по-прежнему боялись всего, что связано с людьми, и помнили о степном происхождении, то они бы легко сумели пополнить рацион кустами,- разъясняется в пересказе обнаружившиеся в современности последствия изменения привычек столетней давности.
Ну, и – выдается рекомендация для более успешных попыток «распространить лошадей Пржевальского» в их исконные места обитания: прежде чем выпускать лошадок обратно из неволи в дикую природу, их до этого следует «как-то заранее приучать» «к тому режиму питания, который лучше всего подходит к той местности, которую им предстоит заново освоить».
И вообще – при составлении планов ввода из питомников и зоопарков любых «редких видов» обратно в дикую природу, «необходимо помнить, что естественные условия могут не совпадать с привычками животных, которые несколько поколений подряд жили под присмотром человека», подчеркивается в пересказе.
При этом в пересказе как-то не упоминается про необходимость отказаться от древней людской привычки истребления животных.
Это, видимо, подразумевается.
Ибо, как отмечалось ранее в заметке «Черновая индустрия» на сайте, даже и грязь в мире не должна превышать предустановленного создателем предела.