Птицы социально мыслят и рыбы ходят на дне морском

Ученые в своих исследованиях и логических построениях (сиречь – выводах) периодически возвращаются к любимейшему занятию – очеловечиванию поведения животных, птиц и рыб, их когнитивных способностей и даже генно-нейронного строения. То есть – вольно или невольно проецируют имеющиеся знания о человеке на знания о тех самых животных, птиц и рыб. В результате получается, например, что так называемые ежовые скаты совершают свои прогулки по морскому дну почти как человек – функции ног у них исполняют брюшные плавники, кои и позволяют им проделывать променады, а вот птицы – не только становятся умнее, но и успешнее выводят потомство, если они живут в большом коллективе.

Uchenye vyveli socialnost myshlenija ptic i hozhdenija ryb po morskomu dnu1Uchenye vyveli socialnost myshlenija ptic i hozhdenija ryb po morskomu dnu2Именно о таких способностях сегодня повествуют в своих пересказах открытий ученых специализирующиеся на передаче новостей из мира науки издания.
Этакий почти человечий променад ежовых скатов по дну обусловлен тем, как установили американские, австралийские и сингапурские исследователи, что движением их брюшных плавников руководят такие же нейроны и гены, каковые управляют движением ног у сухопутных животных. Ученые по ходу своих наблюдений, в том числе и за эмбриональным развитием ежовых скатов, выяснили, что у них уже на стадии эмбрионального развития формируются практически те же нейронные цепи, что и у сухопутных животных. При этом исследователи убедились, что у них даже гены, именуемые в научной классификации Hox, кои контролируют развитие эмбрионов у животных, являются точно теми же самыми, что «разделяют нервы рук и нервы ног во время эмбрионального развития человека».
Но параллельно данному открытию у научных спецов возникла и некоторая загадка, кою они пока до конца еще не разрешили. «Скаты с акулами древнее прочих рыб, и тогда получается, что нейронный механизм, позволяющий двигать ногами и передвигаться на суше, возник около 420 млн лет назад, задолго до того, как рыбы попытались выйти из воды,- повествует в своем пересказе научных изысканий ученых вездесущая «Наука и жизнь».
Uchenye vyveli socialnost myshlenija ptic i hozhdenija ryb po morskomu dnu3Uchenye vyveli socialnost myshlenija ptic i hozhdenija ryb po morskomu dnu4Такая вот немножко загадочная эволюция покуда наблюдается у скатов.
Между тем, прогресс в мышлении у птиц связан совсем с другими факторами, у этого явления другая эволюция.
Сегодня «Элементы» в своем пересказе опубликованных в Nature результатов исследований ученых предполагают, что птицы, проживающие в большом коллективе, умнее птиц, проживающих в маленьких группах, вовсе не из-за каких-то конкретных генов, а, как говорили прогрессисты и социалисты еще в девятнадцатом веке, «из-за среды». То есть - птицы из маленьких групп, по мнению научных специалистов и сделанным ими выводам, глупее по причине «отсутствия подходящих социальных условий для интеллектуального роста». То бишь - и птицы могли бы пропеть известную песенку про то, что «вот они – условия, вот она – среда».
То, что птицы в больших социальных группах умнее и лучше выводят потомство, ученые выявили на экспериментах с так называемыми австралийскими воронами-свистунами (их также называют по-другому черноспинными певчими воронами). Научные спецы в естественной для птиц обстановке заставили в общей сложности пятьдесят шесть птиц решать четыре задачки. Они должны были пройти четыре теста: на «тормозной контроль» (в нем проверялась «способность птиц подавлять первый «естественный» позыв, если он не рационален»), ассоциативное обучение (тут птица обязана была уяснить, что «еда всегда находится под крышкой определенного цвета»), переучивание (когда ворона усваивала, что еда находится под крышкой одного цвета, экспериментаторы меняли крышку и наблюдали, за тем, как быстро ворона переучится) и так называемую пространственную память (тут ворона обязана была запомнить, в какой именно из восьми закрытых лунок обретается пища).
Uchenye vyveli socialnost myshlenija ptic i hozhdenija ryb po morskomu dnu5По факту птицы из больших групп заметно успешнее справились с поставленными перед ними задачками, чем птицы из малых групп.
«Авторы полагают, что наиболее правдоподобное объяснение полученных результатов состоит в том, что жизнь в большой группе ставит перед воронами сложные когнитивные задачи (вероятно, связанные с социальными отношениями), что способствует интеллектуальному развитию. В дальнейшем ученые планируют проверить это, сопоставив интеллект птиц с количеством и качеством их социальных связей,- разъясняют в своем пересказе «Элементы» более большую умность птиц из больших групп.
Ну, и попутно деятели науки чуть ли не впервые установили «положительную связь между когнитивными способностями и репродуктивным успехом в природной популяции животных».
Такие вот у скатов и птиц, как выяснили ученые, условия, такая у них среда.