В незыблемые времена рисуют смутных Лжедмитриев

В незыблемые времена рисуют смутных Лжедмитриев
Свой интерес к персонам так называемого Смутного времени историки объясняют 400-летием его окончания.
Разумеется, в своих пересказах о смутных первых полутора десятках годов семнадцатого века русской истории научные специалисты не преминули сказать, что воззрения оппонентов «навеяны современной политической конъюнктурой», хотя и сами говорят о «налоговом гнете», «тягловых слоях населения», «опричнине», рассуждают про свойства и обыкновение «элиты» к предательству и прочих тому подобных вещах, делают вывод о том, что прямым результатом смутного времени стало «усиление крепостнических порядков в России».
Относительно же личности так называемого Лжедмитрия I – все-таки подтверждают, что это – оставшийся сиротой после гибели отца в пьяной драке Григорий Отрепьев, «сын стрелецкого сотника», пошедший служить из-за своего сиротства сначала к одному из бояр Романовых, а после ареста в 1600 году всех бояр Романовых по повелению Бориса Годунова по подозрению в заговоре и их ссылки, Гришка вынужденно стал монахом, приняв постриг и попав в ближний круг тогдашнего патриарха Иова.
При этом Отрепьева аттестуют как «обширно начитанного» человека, обладавшего острым умом, хорошей памятью и «почти гениальным умением приспособиться к любой ситуации».

дополнительные материалы
В чем цена покупки нового счастья

V nezyblemo vlastnye vremena uchenye prorisovyvayut smutnyh Lzhedmitriev1V nezyblemo vlastnye vremena uchenye prorisovyvayut smutnyh Lzhedmitriev2Таковым он предстает в пересказе «Ленты.ру» научных воззрений старшего научного сотрудника Института всеобщей истории РАН Владислава Назарова.
К теме Лжедмитриев обращается в своем пересказе изданной книги «Тушинский лагерь» и «Наука и жизнь».
«Лжедмитриями в истории называют самозванцев, выдававших себя за сына Ивана Грозного царевича Дмитрия. Было их несколько, но действительно захватить на какое-то время власть удалось только двум: Лжедмитрию I и Лжедмитрию II. Первый был казнен в 1606 году, но буквально через неделю после его гибели появляются первые «подметные письма», в которых говорилось, что «Дмитрий» чудом избежал расправы,- вырисовывает ситуацию с Лжедмитриями «Наука и жизнь».
Более рельефно в пересказах почему-то выведены контуры личности Отрепьева, который, «сбежав в Речь Посполитую и объявив себя чудесно спасшимся царевичем Дмитрием», «за считанные месяцы прошел через очень разные по статусу и по конфессии круги знати».
«В конце своего «польского путешествия» Самозванец наобещал своим благодетелям все, чего они хотели. Польскому королю он посулил передачу пограничных областей России и участие в войне против Швеции, будущему тестю Юрию Мнишеку и его 16-летней дочери Марине — богатое приданое за счет кремлевской казны и обширные земельные владения с широкими правами, римскому папе — введение католичества в России и участие в союзе против Турции. Однако ничего из этого Самозванец, оказавшись в Кремле, не выполнил. Он исполнил лишь обязательства перед тестем, да и то не в полной мере.
дополнительные материалы
Георадарный бедлам с Филаретом

V nezyblemo vlastnye vremena uchenye prorisovyvayut smutnyh Lzhedmitriev3V nezyblemo vlastnye vremena uchenye prorisovyvayut smutnyh Lzhedmitriev4Когда Отрепьев стал русским царем под именем Дмитрий Иванович, никакого целостного проекта преобразований у него не было. Но сама логика развития событий, благодаря которым он оказался в Кремле, подталкивала его на проведение некоторых реформ. Например, он собирался учредить выборные институты для служилого уездного дворянства,- повествуется в пересказе «Ленты.ру».
При этом подчеркивается, что «Лжедмитрий I не имел реальной опоры в правящей элите России.», и «высокородная титулованная и нетитулованная знать Москвы его в итоге не приняла», а «окружение» Отрепьева характеризуется как двусоставное, оно, с одной стороны, состояло из немногих сторонников «из числа московской аристократии вроде Петра Басманова и целый ряд значимых московских дьяков», а другую часть представляли – «пришедшие с ним из Речи Посполитой представители польско-литовской шляхты, преимущественно протестантской».
Однако итог его жизни был известным – его свергли и убили, а после «его обезображенный труп выставили на поругание на Красной площади», и «на обнаженное тело бросили шутовскую маску, в рот воткнули дудку, под стол положили убитого вместе с ним ближайшего его сподвижника — воеводу Петра Басманова».
V nezyblemo vlastnye vremena uchenye prorisovyvayut smutnyh Lzhedmitriev5V nezyblemo vlastnye vremena uchenye prorisovyvayut smutnyh Lzhedmitriev6Незавидна была и участь прозванного Тушинским вором Лжедмитрия II, объявившегося, согласно пересказу «Науки и жизни» «в 1607 году в Стародубе». «Войско самозванца захватывает почти половину Русского царства и в июне 1608 года пытается захватить Москву, но проигрывает сражение и останавливается под Тушино, на Волоколамском шоссе, в том месте, где река Сходня (в XIX веке ее чаще называли «Всходня»), впадая в Москва-реку, делает небольшую петлю. Лагерь под Тушино становится столицей Лжедмитрия II до марта 1610 года. Здесь для размещения войск были построены срубные дома и конюшни, а сам Лжедмитрий жил в построенном для него дворце. В течение двух лет в Тушинский лагерь стекались бояре и дворяне, духовенство, недовольные Василием Шуйским, который тогда правил в Москве. По свидетельствам очевидцев, военный лагерь стал полноценным городом, вокруг которого вырос торговый посад. В Тушинском лагере был свой двор и правительство, а позже там состоялось венчание Лжедмитрия II и Марины Мнишек,- повествует «Наука и жизнь.Однако даже и трехлетнего сына Марины Мнишек от Лжедмитрия II, именуемого историками как Иван V nezyblemo vlastnye vremena uchenye prorisovyvayut smutnyh Lzhedmitriev7Воренок, в 1614 году по приказу пришедшего тогда к власти первого царя из династии Романовых казнили – повесили. «Для Романовых, чья власть даже в Москве была крайне неустойчивой, Иван Воренок был не просто трехлетним ребенком, а прежде всего опасным претендентом на престол,- разъясняется в пересказе «Ленты.ру».
В пересказе «Науки и жизни» - тушинская резиденция Лжедмитрия II также имела двойную структуру. «С одной стороны, это военный лагерь и поэтому здесь много предметов русского воинского снаряжения и обихода, и, в определенной доле, польско-литовского происхождения. С другой стороны, это альтернативная царская резиденция. Характерной особенностью двора Лжедмитрия II было копирование церемоний, существовавших в то время при дворе государей московских – следовательно, имелись и предметы, необходимые для поддержания статуса резиденции»,- объясняется в пересказе «Науки и жизни» суть и предназначение «тушинского лагеря».
Такое развитие, такую эволюцию представляют пересказы.