Нашли филаменты у Mrk 6 и ступени эволюции вулканов

Прежде никем из исследователей не увиденные своеобразные газовые конечности – газовые нити «длинной» в 130 тысяч световых лет - у отстоящей от Земли на расстоянии в 260 млн световых лет галактики, обозначаемой в научных кругах под названием «Mrk 6», обнаруженные российскими астрофизиками из Специальной астрофизической обсерватории (САО) РАН, возможно, откроют новую главу в изучении подобного рода галактик.
Ранее данная галактика не считалась этакой космической Terra incognita – ее рассматривали и знаменитый телескоп «Хаббл» и его менее известные оптические и телескопические сородичи, но ничего особо выдающегося в ней не нашли. Предполагалось, что это - в общем-то типичная галактика со сверхмассивной черной дырой в центре. Сейчас ученых поразили сделанные через показывающие облака ионизированного газа особые фильтры газа снимки: по ним-то астрофизикам и удалось высчитать, что отходящие от диска галактики так называемые филаменты – газовые нити – простираются на расстояние до 130 тысяч световых лет. Это весьма любопытный поворот в эволюции данной галактики.
Интересно, что газ в диске галактики и в филаментах (газовых нитях) движется с разной скоростью.
Ученые считают, что некогда галактика захватила силой своего тяготения вещество газовых нитей, но пока не углядели в окрестностях галактики объектов, у которых она в прошлом данный газ экспроприировала.

Такой почти детективный космический сюжет предстает в пересказе «Науки и жизни» повествования астрофизиков об открытии газовых нитей в arXiv.org.
Даже и галактические эволюции полны сюрпризов.
А вот штатовские, новозеландские и швейцарские деятели науки открыли новации в эволюционном развитии не где-то в космосе, а на Земле, причем – в довольно тревожной сфере: в жизнедеятельности так называемых супервулканов. Они исследовали, как повествуют в своем пересказе опубликованных в Science Advances выводов ученых «Элементы», древний вулкан Таупо в Новой Зеландии.
Каракатицы задали новые вопросы ученым

Uchenye otkryli filamenty u Mrk 6 i stupenchatuyu vulkanicheskuyu ehvolyuciyu1Вулканологи установили, что «тектоническая активность не всегда провоцирует мощные извержения, а может, наоборот, снижать их силу — поэтапно, словно по ступенькам, «поднимая» магматический очаг ближе к земной поверхности».
Ученые выявили интересную закономерность, по которой – «если магматический очаг, испытывающий подпитку глубинными расплавами, долго остается стабильным и находится на одной и той же глубине, в нем происходит накопление гигантских объемов расплава, которые затем могут изливаться на поверхность в виде суперизвержений».
«Как правило, такая ситуация имеет место в случае спокойной тектонической обстановки. В случае же, когда тектоническая обстановка менее спокойна, при каждом последующем нарушении магматического очага он мигрирует в верхние горизонты земной коры по принципу «ступенчатого подъема», что сопровождается менее интенсивными извержениями,- отмечается в пересказе.
Однако так называемый временной интервал ««созревания» магмы перед извержением и в том и другом случае примерно одинаков», причем – весьма короток, он составляет «не более 100 лет».
«Об этом свидетельствуют данные скорости роста кристаллов кварца в расплаве. Все изученные образцы кварца начали свою кристаллизацию в расплаве за 10–100 лет до начала извержения соответствующей фазы. Тесная связь между тектоникой и извержениями для супервулканов предполагалась и ранее, но считалось, что тектонические подвижки провоцируют излияния. Однако выясняется, что все, скорее, наоборот. При тектонических подвижках по разломам, проникающих в очаг магмообразования, происходит разгрузка давления в очаге, и магма лишь поднимается ближе к поверхности, не изливаясь на поверхность.
Телескопы обновляют космическую мозаику

Вторым важным результатом исследования является определение времени, проходящего от начала кристаллизации в расплаве до самого извержения. Оно оказалось несопоставимо короче, чем интервалы между разными извержениями. Это значит, что каждое последующее извержение было не результатом излияния магмы из одного, действующего на протяжении длительного времени магматического очага, как думали раньше, а было связано с процессами, протекающими в отдельных, самостоятельных очагах. Каждый из этих очагов, хоть и являлся звеном единой эволюционной цепочки всей вулканической зоны, был связан с самостоятельной порцией глубинных расплавов, поступающих с глубины к поверхности в результате тектонических подвижек,- разъясняют «Элементы».
Такое вырисовалось перед учеными эволюционное развитие у вулканов.
Это, безусловно, важное открытие вулканологов, коли оно верное, ведь человечество вовсе не фигурально живет-существует под вулканами. Земная эволюция с извержениями супервулканов не раз данный факт являла.