Новосибирское одомашнивание навело на раздумья

Новосибирское одомашнивание навело на раздумья
Даже и деятели науки, затевая свой, пусть и долгосрочный эксперимент, могут и не ведать, что из него по факту получится.
Более того – ученые могут получить после целых десятилетий опыта незнание, почему возникли неоднозначные и удивительные результаты.
К примеру, почти шесть десятилетий, прошедших с момента старта затеянного в 1959 году Дмитрием Беляевым и Людмилой Трут на звероферме Новосибирского академгородка Сибирского отделения АН СССР эксперимента по выращиванию одомашненных (а также агрессивных) лис, принес множество неоднозначных результатов. Само выращивание Uchenye poluchili ne sovsem yasnye dannye s novosibirskoj zverofermyUchenye poluchili ne sovsem yasnye dannye s novosibirskoj zverofermy3Uchenye poluchili ne sovsem yasnye dannye s novosibirskoj zverofermy4видов очень дружелюбных и общительных лис, а также просто-таки по-звериному ненавидящих их лисьих антиподов удалось на славу. Однако вот понять до конца, как и почему лисы получились таковыми, с заметным отличием от природных своих сородичей, не удалось. Хотя исследователи раскладывали лис, буквально вдоль и поперек изучая гены и анализируя РНК и ДНК, углубляясь в эволюцию и отслеживая ее вплоть до сегодняшнего дня.

дополнительные материалы
Когда парсимония переходит в антимонию

Деятели науки смогли обнаружить «множество генов, вовлеченных в изменения и подвергшихся положительному отбору в разных линиях», в том числе – «гены, имеющие отношение к гормональной Uchenye poluchili ne sovsem yasnye dannye s novosibirskoj zverofermy10
регуляции, дифференцировке клеток нервного гребня, формированию межклеточных контактов и синаптической передаче сигналов в мозге, а также гены иммунитета». Но при этом у ученых, как формулируют «Элементы», «все еще нет ясного видения того, что же стоит за «синдромом доместикации», как объяснить весь этот всплеск разнообразия в морфологии, сопровождающий отбор на «хорошее поведение»».
Uchenye poluchili ne sovsem yasnye dannye s novosibirskoj zverofermy2Uchenye poluchili ne sovsem yasnye dannye s novosibirskoj zverofermy5Uchenye poluchili ne sovsem yasnye dannye s novosibirskoj zverofermy7Не сказать, что с насекомыми у деятелей науки дело обстоит оптимистичнее. В этой неимоверно великой сфере у ученых имеется своя непознанная эволюция. До сих пор у натуралистов нет четкого метода определения количества древесных насекомых-вредителей. Специалисты Института проблем экологии и эволюции имени А. Н. Северцова РАН предлагают определять количество вредителей по оригинальному методу, используя для их вычисления то, что насекомые, поедая листву, «вызывают изменения в структуре годовых колец» деревьев.
Uchenye poluchili ne sovsem yasnye dannye s novosibirskoj zverofermy11Uchenye poluchili ne sovsem yasnye dannye s novosibirskoj zverofermy12Uchenye poluchili ne sovsem yasnye dannye s novosibirskoj zverofermy15Биологи предлагают сравнивать образцы древесины деревьев, подверженных и не подверженных действию вредителей (например, сравнивать дуб с ясенем), об этом повествует в своем пересказе новой методы ученых, описанной в издании Dendrochronologia, «Наука и жизнь».
Uchenye poluchili ne sovsem yasnye dannye s novosibirskoj zverofermy1Разъясняется, что при предложенном способе «древесину шлифуют и помещают под стереомикроскоп с подсветкой с 20–40-кратным увеличением, ища области годовых колец с особенностями анатомии». Пересказ уверяет, что такой вот методой «удалось выделить несколько» произошедших за последние полтораста лет «вспышек численности насекомых» «для территории» расположенного в Калужской области «национального парка Югра».