Сочтут вулканы Марса и тайны митохондрии

Научные открытия, особенно в нынешний век космических технологий, могут и не совпадать с географической привязкой объекта открытия. По разным причинам. Например, просто из-за того, что открытия делаются не в рамках земной географии, а элементарно на другой, чем Земля, планете. Иногда даже - потому что открытие вроде есть, но самого объекта нет. Ну, а подчас – и из-за того, что география научного открытия попросту зависит от нахождения не одного конкретного больного, а целой их группы, которые могут быть разбросаны по всему земному шару. Тем не менее, такие открытия важны, поскольку приоткрывают некоторые тайны эволюции.
Uchenye toryat puti na marsianskie vulkany i otslezhivayut dorogu mitohondrialnoj DNK3Таково, например, описанное в PNAS открытие американских, китайских и тайванских ученых, которые, исследовав трех «пациентов с Uchenye toryat puti na marsianskie vulkany i otslezhivayut dorogu mitohondrialnoj DNK8подозрением на митохондриальные заболевания», обнаружили, что митохондриальная ДНК может Uchenye toryat puti na marsianskie vulkany i otslezhivayut dorogu mitohondrialnoj DNK9передаваться не только исключительно лишь по материнской Uchenye toryat puti na marsianskie vulkany i otslezhivayut dorogu mitohondrialnoj DNK10линии, как до сих пор в научном мире считалось, но и по отцовской линии. Как именно это происходит – деятели науки пока не выяснили, об этом в своем пересказе повествуют «Элементы». «Наследование митохондрий может происходить не исключительно по материнской линии, и самые разные люди могут оказываться гибридами. Такое состояние, при котором в клетке соседствуют органеллы с различиями в последовательностях ДНК (в том числе — от разных родителей), называют гетероплазмией. Ее раньше обнаруживали у дрожжей, мышей и овец, но с человеком ситуация оставалась неясной. Только в одной работе 16-летней давности был описан случай пациента, у которого достоверно обнаружили отцовскую митохондриальную ДНК, но почему-то только в мышечной ткани. С тех пор никаких свидетельств наследования митохондрий по отцовской линии добыть не удавалось,- разъясняется в пересказе.

Uchenye toryat puti na marsianskie vulkany i otslezhivayut dorogu mitohondrialnoj DNKПри этом «Элементы» подчеркивают, что пока преждевременно говорить о революционном характере открытия ученых «в генетике Uchenye toryat puti na marsianskie vulkany i otslezhivayut dorogu mitohondrialnoj DNK1митохондриальных заболеваний, не говоря уже о построении митохондриальных деревьев и поиске митохондриальной Евы».
Uchenye toryat puti na marsianskie vulkany i otslezhivayut dorogu mitohondrialnoj DNK2«Все же речь идет только о трех подтвержденных случаях, и можно предположить, что подобный тип наследования встречается Uchenye toryat puti na marsianskie vulkany i otslezhivayut dorogu mitohondrialnoj DNK11достаточно редко и едва ли вносит существенный вклад в эволюционный процесс. Однако это повод отнестись внимательнее к диагностике и лечению митохондриальных болезней,- отмечают «Элементы».
То есть – тут еще, видимо, будут новые открытия.
Но их, возможно, опередят открытия севшего на поверхность Марса 26 ноября 2018 года в 22:53 по московскому времени запущенного с Земли 5 мая 2018 года НАСА космического аппарата InSight, который уже передал на Землю первые снимки с Красной планеты. О его высадке повествуют все те же «Элементы».
На фото, как уточняется в пересказе, «видны красные пески нагорья Элизий». «Оно расположено на экваторе планеты и, вероятно, имеет вулканическое происхождение. Чуть ближе к аппарату поверхность Марса кажется более ровной — из-за осевшей пыли, которую подняли реактивные двигатели его посадочной платформы,- отмечается в пересказе.
Как поясняют «Элементы», высадившийся на Марс космический аппарат на протяжении ближайших трех месяцев займется «развертыванием научных приборов».
«Основная цель запланированных экспериментов — узнать больше о внутренней структуре планеты, ее геологической и тектонической истории (“InSight” расшифровывается как “Interior Exploration using Seismic Investigations, Geodesy and Heat Transport”). Прибор Heat Flow and Physical Properties Package — это установка, которая пробурит скважину глубиной 5 м (второй по размеру бур на Марсе, установленный на марсоходе «Кьюриосити» (см. Curiosity), пробурил скважину диаметром 1,5 см и глубиной всего 5 см). В пробуренную скважину опустится датчик температуры. По эффекту тепловой инерции он определит химический состав породы. Разные породы нагреваются и остывают с разной скоростью. По тому, как изменяется температура с глубиной (по геотермическому градиенту), можно строить теории о структуре Марса, его ядре и возможной геологической активности планеты.
Uchenye toryat puti na marsianskie vulkany i otslezhivayut dorogu mitohondrialnoj DNK12Seismic Experiment for Interior Structure — это сейсмограф, он будет регистрировать «марсотрясения». По количеству и интенсивности толчков определяется сейсмическая активность, а по распространению волн внутри планеты — ее структура. Это основной прибор миссии. Конечно, Uchenye toryat puti na marsianskie vulkany i otslezhivayut dorogu mitohondrialnoj DNK13сейсмографы присутствовали на аппаратах марсианских миссий и раньше, но во всех случаях они были установлены на борту аппарата и могли ошибочно регистрировать вибрацию корпуса и других приборов, кроме того, они были чувствительны к ветру и деформации из-за нагрева. На этот раз прибор SEIS будет смонтирован непосредственно на поверхности Марса и будет защищен специальным кожухом от ветра и перепадов температуры. Этот кожух виден на левой части фото.
Еще один эксперимент для изучения структуры планеты — Rotation and Interior Structure (RISE). Он фиксирует колебания вращения Марса под воздействием Солнца. Структуру планеты он будет определять так же, как мы, вращая яйцо, определяем, сырое оно или вареное: чем меньше планета меняет скорость при воздействии внешних сил, тем более жидкое у нее ядро,- поясняется в пересказе, в коем указывается, что у InSight, кроме того, есть еще и «датчики контроля погоды, температуры и ветра».
Ученые надеются получить новые данные «о внутренней структуре» Марса, его «геологической и тектонической истории», ответы на вопросы, «откуда на Марсе такие высокие вулканы, как Олимп, такие большие вулканические долины и низменности, как равнина Элизий, поражающие своими размерами каньоны (долина Маринер), длинные разветвленные лабиринты (лабиринт Ночи)». Словом, копнуть вглубь и вширь эволюцию Марса.
Впрочем, много загадок есть еще и на Земле. Например, до селе остается неизвестным, «был ли кто-нибудь похоронен в саркофаге из ростовского Успенского собора», повествует в своем пересказе «Наука и жизнь». Имеются две версии относительно того, почему саркофаг оказался пуст. Обе связаны со святым Игнатием – ростовским епископом, умершим в 1288 году.
«Поскольку впоследствии он был канонизирован, то, возможно, его мощи перенесли: известно, что в последние столетия вплоть до закрытия собора в 1936 года они находились у северной апсиды собора. Однако эта версия ничем не подтверждается,- отмечается в пересказе о первой версии.
По второй версии, «в 1279 году умер Глеб Василькович, один из ростовских князей, сын князя Василько». «Его отпели и похоронили в Успенском соборе. Но, как отмечается в поздних летописях, спустя девять недель неожиданно его тело было вынуто из гроба и перезахоронено «в земле» в Спасском княгинином монастыре. Почему Игнатий так поступил, неизвестно, но карой епископу стало отлучение от службы (с последующим прощением). Поэтому не исключается возможность, что пустой саркофаг мог принадлежать Глебу Васильковичу,- разъясняется относительно второй версии.
Такие вот на данный момент новости от деятелей науки.