Сочли пигмент палочек и мгновение мюона

Сочли пигмент палочек и мгновение мюона
Эволюция науки, быть может, состоит из попыток получения деятелями науки ответов не только на так называемые актуальные вопросы, но и на выявившиеся аномалии.
Ныне таковых у ученых как минимум два: для чего и зачем глубоководным рыбам несколько десятков видов зрительных пигментных палочек и почему величина отклоняющегося так называемого аномального магнитного момента мюона все никак не покажет значений, за которыми действительно начинается так называемая Новая физика.
Сказывается извечная проблема нехватки достаточных знаний, которая может быть преодолена только новыми исследованиями.
Вот, скажем, ученые, как повествуют в своем пересказе опубликованных в Science результатов исследований деятелей науки «Элементы», установили, что глубоководные рыбы располагают широким спектром пигментных палочек. Проанализировав более ста геномов, они даже пришли к выводу о том, что даже «у видов, не приходящихся друг другу близкими родственниками, точечные замены нуклеотидов в гене RH1 очень близки — а значит, они не случайны и служат сходным целям». Они даже выяснили, что у такой разновидности глубоководной рыбы, как диретмы, «опсины палочек спектрами поглощения суммарно перекрывают весь диапазон видимого излучения», и «в этом множестве молекул обнаружились родопсины, чей спектр поглощения больше всего сдвинут в сторону синего из всех изученных зрительных пигментов этого типа».


Но вот далее деятели науки вступают уже на шаткую стезю предположений, и в действительности им неясно, «действительно ли эти рыбы различают цвета, и если да, то какие в каких условиях».

Deyateli nauki vnikayut v pigmentnye palochki i velichiny momenta myuona1«Кроме того, надо понять, как палочки передают сигналы другим клеткам сетчатки, по каким принципам они Deyateli nauki vnikayut v pigmentnye palochki i velichiny momenta myuona2объединяются в группы, обеспечивают ли эти группы различение цветов, как это Deyateli nauki vnikayut v pigmentnye palochki i velichiny momenta myuona3происходит в группах колбочек, и так далее. То есть понадобятся и гистологические изыскания, и электрофизиологические эксперименты. Кроме того, может оказаться, что на разных этапах развития диретмы пользуются разными родопсинами (очень вероятно, что и разными типами палочек), и нужно это для максимальной четкости или контраста изображения. Получается, что в опытах нужно задействовать как зрелых рыб, так и мальков разных возрастов,- говорится в пересказе.

Как ни странно, почти аналогичная ситуация и у деятелей науки, кои пытаются измерить и изучить так называемый «аномальный магнитный момент мюона». Данные по нему могут открыть дорогу к Новой физике, явлениям, которые выходят за пределы так называемой Стандартной модели.
Deyateli nauki vnikayut v pigmentnye palochki i velichiny momenta myuona4Величина того самого аномального магнитного момента мюона, как разъясняет в своем пересказе опубликованных в Physics Letters B. результатов работы новосибирских исследователей из Института ядерной физики им. Г.И. Будкера СО РАН (ИЯФ СО РАН) «Наука и жизнь», Deyateli nauki vnikayut v pigmentnye palochki i velichiny momenta myuona5«складывается из суммы электромагнитных, слабых и сильных взаимодействий.
«Вклад первых двух сейчас может быть рассчитан теоретически с высокой точностью с помощью квантовой электродинамики и теории слабых взаимодействий. А вот для сильных адронных взаимодействий теория работает плохо, пока их не удается рассчитать теоретически с достаточной точностью,- утверждается в пересказе. При этом поясняется, что «адронный вклад в аномальный магнитный момент мюона можно изучить при экспериментальном исследовании рождения адронов в электрон-позитронной аннигиляции (взаимном исчезновении частицы и античастицы с последующим рождением новых частиц)», и сейчас «в ИЯФ СО РАН работают сразу два коллайдера на встречных электрон-позитронных пучках – ВЭПП-4 (энергия до 6 ГэВ) и ВЭПП-2000 (энергия до 1 ГэВ)».

«На ВЭПП-2000 с помощью двух современных детекторов, КМД-3 и СНД, физики изучают адронные реакции от порога рождения до максимальной энергии в 2 ГэВ. На данный момент этот коллайдер не имеет конкурентов по уровню производительности (светимости) в мире. Его создавали именно для экспериментального измерения всех адронных состояний, Deyateli nauki vnikayut v pigmentnye palochki i velichiny momenta myuona6рожденных в электрон-позитронных столкновениях.
В эксперименте на детекторе КЕДР коллайдера ВЭПП-4М исследователи ИЯФ с лучшей в мире точностью измерили важнейшую характеристику реакции рождения адронов – её сечение в области энергии 1,84 — 3,72 ГэВ. А на электрон-позитронном коллайдере ВЭПП-2000 экспериментаторы впервые измерили сечение процесса электрон-позитронной аннигиляции в семь пи-мезонов (шесть заряженных пи-мезонов и один нейтральный пи-мезон). Это тоже даст свой, пусть небольшой вклад в теоретический расчет. Это достижение стало возможным благодаря тому, что специалисты ИЯФ недавно провели комплексную модернизацию Инжекционного комплекса ВЭПП-5, обеспечивающего электронами и позитронами оба коллайдера: ВЭПП-4 и ВЭПП-2000. В результате производительность инжекционного комплекса выросла на порядок, с 8*108 до 1010 позитронов в секунду, что уменьшило время накопления необходимого количества позитронов, а значит, повысило эффективность работы коллайдеров. Ведь для того, чтобы иметь хорошую производительность коллайдеров, нужно в больших количествах и быстро производить электроны и позитроны,- разъясняется в пересказе.

Но открытий, способных выйти на Новую физику новосибирские исследователи пока все же не достигли. Требуются новые исследования, которые, быть может, и принесут необходимые прорывы.