Тафаев о метаморфозах интересов в XXI веке

Тафаев о метаморфозах интересов в XXI веке
Геннадий Тафаев исследует метаморфозы национальных интересов чувашской нации в XXI веке.
Продолжаем публиковать, что называется, в дискуссионном порядке цикл статей известного в Чувашии ученого, доктора исторических наук Геннадия Тафаева – в своей новой статье господин Тафаев исследует «метаморфозы национальных интересов чувашской нации в XXI веке»

«МЕТАМАРФОЗА НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ЧУВАШСКОЙ НАЦИИ В XXI ВЕКЕ

Делайте все, примите все меры к тому, чтобы ученик верил в свои собственные силы. Наоборот, избегайте всего того, что может подорвать в ученике его веру в свои силы. И.Я. Яковлев.
И.Я. Яковлев в предисловии к статье говорит «о вере в свои силы».
Что мы имеем в XXI веке?
В годы монголо-татарского нашествия болгаро-чуваши имели веру в свои силы.
Обратите внимание на Эпос об Улыпе.
Улып разом - ногу в стремя
И верхом на черте вмиг
В мир полуденный проник.
Он сказал посланцу ада:
- Вот она, гора-громада.
Вы ее тянули вниз.
Это что, пустой каприз?
Брать без спросу - воровство!
Как велит обычай древний,
Водят с краденным того,
Кто украл, по всей деревне.
Режет кожу каждый прут,
Из нее веревку вьют.
Вот и ты впрягайся, плут,
И вези железо-гору
Для острастки и позора.
Ох и выл вожак чертей!
Люди вдоль дороги всей
На разбойника плевали,
Били так, что кожу рвали!
Чудо-гору наконец
Встретил Азамат-кузнец.
Рад, как малое дитя,
Подсобить, однако, просит.
Улып палицей, кряхтя.
Гору вдребезги разносит.
Для кусков очаг пылает.
С молотком рука мелькает.
Азамат что делать - знает
По железу тук на тук!
Наковальня вторит звук.
Семьдесят и семь мехов
Сыромятной крепкой кожи,
Как у лучших мастеров,
Раздувают жар на ложе [1].
Колдовал кузней немало.
Трое суток миновало,
И сияющий сундук
Азамат представил вдруг.
Крышку подними рукой
Деньги потекут рекой.
Улып вымолвил тогда:
Деньги легкие - беда.
Могут превратить глупца
Быстро в жадного купца.
Не продам за них я душу -
Память предков не нарушу! -
Речь свою, закончив так,
Кинул он сундук в очаг.
Поддувало бурно дышит,
А очаг пожаром пышет.
Появляется из горна
Ненасытная коса.
И давай косить проворно
Там, где нивы - как леса.
И молотит, и сгребает,
И зерно в мешки ссыпает.
Урожай куда девает,
Никому не поясняет.
Коли власть коса возьмет,
Пустит по миру народ, -
Возмущаться Улып стал,
Косу надвое сломал
И в очаг на перековку
Зашвырнул обломки ловко.
Улып давит на мехи.
Пламя - чуть не до стрехи.
При таком большом напоре
Может забурлить и море!
Пламя и кузнец упорно [2].
Дело делают свое,
Девять дней спустя из горна
Появляется копье.
Кровожадное такое,
Всюду бьет оно зверье.
Да и людям нет покоя.
Видит Улып это зло:
«Эх, опять не повезло!«
Летуна он догоняет
И, сломав, в огонь бросает:
Получай свое, грабитель,
Душ невинных погубитель!
Воздух из мехов струится,
Будто с нежных губ девицы.
Жар пылает без конца
Сердцем парня-храбреца.
Чтобы в мире зло пресечь,
Выкуем топор и меч! -
Улып отдает наказ
Мастеру последний раз.
И двенадцать суток звон
Наковальни раздавался.
Все стучал кузнец, старался.
Ночью жег лучины он.
Славный выковал топор!
Заблистал и меч, остер!
Обнял Улыпа старик
И к груди его приник:
- В дар мой труд прими, любезный.
Мощь горы и дух железный.
Будет не с руки врагам
Совершать набеги к нам!
Богатырь в ответ - поклон:
- Так и быть! - промолвил он [3].
Каковы были национальные интересы болгаро-чуваш в годы Волжской Болгарии, Золотой Орды и Казанского ханства?
• Защита стариков (истории);
• Защита женщин и детей (будущего);
• Защита земли (территории, Родины).
К сожалению, в условиях XX-начала XX вв. ситуация резко изменилась. Татарская буржуазия оказалась намного сильнее, а чувашская – нашла роль «смотрителя», но не защитника чувашского народа. Даже лидер ЧНК Н. Угаслов заявил, что «нет необходимости изучать чувашский язык». В Улыпе говорится о почтении к старшим, и это было сущностью сохранения истории, культуры и языка.
Получается, что в XXI в. история, язык, культура оказались на задворках чувашских национальных интересов.
В размещенной на просторах интернета статье В.Станьял утверждал: «ЧНК был рожден с благими целями. Чтобы поднять самосознание чувашского народа, занять равное место среди других народов, народностей, наций и этносов. В первую оче-редь, для развития национальной культуры во всех её аспектах. Первоначальную свою задачу конгресс выполнил нормально - объединил чувашей.
Сейчас многие возлагают большие надежды на нового президента ЧНК Николая Угаслова, избранного в 2013 году. Хотя он сам признаёт¬ся, что серьёзного опыта в общественных делах не имеет. Но поскольку у него есть вес в бизнесе, это должно помогать. Лично я думаю, что около него сейчас слабые «серые генера¬лы», интеллектуальный уровень у них низкий».
А на вопрос «Одним из шагов нового состава прези¬диума ЧНК стало принижение роли совета старейшин. Хотят низвести её до нуля?» - в той же статье отвечал:
- Просто не знаю, какая муха их укусила. Нормально много лет работали, и вдруг они поднимают вопрос о реорганизации совета старейшин. 2 октября 2014 года меня при¬гласили в офис ЧНК отмечать День пожилых людей. Пришёл - там заседание президиума ЧНК. Объявляют о реорганизации совета старейшин. Речь шла о новом составе совете и его председателе. Пётр Ивантаев вообще выступил с предложением о ликвидации сове¬та. Хотел встать и уйти, Анатолий Кибеч оста-новил... Мы - самостоятельная общественная структура и не подчиняемся руководству ЧНК [4].
Суть проблемы - «старики» отодвинуты от руля ЧНК. Их Угаслов просто игнорирует.
Получается, что национальные интересы Чувашии и чувашского народа просто игнорируется.
Что мы имеем в теории?
«Особую роль в жизни нации играют ее национальные интересы, отражающие ценности этнической общности и служащие сохранению ее единства и целостности. Они являются важнейшей движущей силой поведения и деятельности, как отдельных личностей, так и нации, государства в целом.

Попытка ущемить интересы нации всегда рассматривается ее членами как покушение на их свободу и жизненные права. Обладая развитым национальным сознанием, представители различных этнических общностей стремятся к единству, не поступаются своими национальными интересами, защищая их всеми возможными средствами, не только политическими, но и правовыми, а также вооруженным путем. Национальные интересы русского народа, например, всегда выражались в стремлении его представителей жить в мире с другими нациями, желании оказывать им помощь и поддержку и, таким образом, сохранять атмосферу дружбы и взаимопомощи в многонациональном российском обществе, обеспечивая тем самым его сплоченность» [5].
Что главное было в истории?
• Сохранение единства народа;
• Сохранение территории проживания за своим народом;
• Сохранение рождаемости и численности чувашского народа.
Что мы имеем в XXI в.?
• Единство пока сохраняется. Имеется герб, флаг, гимн.
• Территория пока сохранится за чувашами, но активно проталкивается идея «о передаче Чувашии Марий Эл, Ульяновской области – казанским татарам».
• Идет массовая скупка собственности и земли в Чувашии со стороны казанцев.
• Численность чуваш резко упала.
Изменяются и нравственные ценности чуваш в условиях капитализации XXI в. «В основе национальных интересов лежат ценности нации — совокупность духовных идеалов ее представителей, в которых находит отражение своеобразие исторического развития и культуры. Национальные ценности выступают в роли социальных психологических регуляторов поведения людей одной этнической принадлежности». [6]
Регуляторы нравственного поведения подвергаются эрозии, и они трансформируются в худшую сторону. В статье «Особенности российской цивилизации» представлена схема.
Мы не проводили социологические исследования по ценностям в XXI в., но предлагаемая таблица по России показывает, что в стране не все гладко.
Для России приоритетны:
• Семья;
• Работа (труд);
• Толерантность;
• Патриотизм;
• Экономический рост.
Второй блок проблем связан с негативными явлениями:
• Неравенство;
• Проституция;
• Суицид и т.д.
В Чувашии, конечно, не все гладко:
• Сохраняется имущественное неравенство;
• Суицид;
• Алкоголизм;
• Воровство;
• Проституция.
Многое меняется и в истории. Недаром многие беды в Чувашии, как я думаю, связаны с потерей истории Великой и Волжской Болгарий, а с нею и нравственных ориентиров.
Фальсификация истории. Что пишут для чувашского населения в интернете. Как только не отвечают на вопрос: Куда исчезла Волжская Болгария?
1. Самое простое и всем понятное объяснение дают учебники по истории: пришли монголы, разгромили и покорили Волжскую Болгарию. На этом она перестала существовать, а волжские болгары смешались с монголами и переняли их название – «татары».
Но ведь монголы и Русь покорили. Почему-то она не исчезла, а русские остались русскими.
2. Есть ученые, которые объясняют, что Волжская Болгария никуда не исчезала, была данником Золотой Орды, а волжские болгары незаметно превратились в татар гораздо позже, в XIV-XV веках, в результате смешения болгар с кипчаками (половцами).
Тут возникают вопросы: почему болгары не превратились, например, во французов, а обязательно в татар? Почему другие народы Поволжья - такие же подданные Золотой Орды - ни в кого не превратились?
3. Есть утверждения, что волжские болгары трансформировались в казанских татар в так называемом Казанском ханстве — «осколке» распавшейся Золотой Орды. Но и это не соответствует действительности.
И вот наступает 1395 год. В этом году правитель Золотой Орды Аксак Тимер под предлогом, что в Болгарии завелась ересь, предпринимает опустошительный поход и предает её огню и мечу. Град Великий Болгар, как именуют его русские летописи, был разрушен до основания. Правитель Болгарии Абдулла патша убит. Удается спасти его сыновей Галим бека и Алтын бека. Их увозят на север и прячут в маленьком болгарском городе под названием Казань. Город Болгар больше не восстанавливается. Казань становится столицей Волжской Болгарии.
Читая такие суждения «о булгаро-татарах», чувашский пользователь интернета, конечно, не только впитывает такие суждения, но и теряет исторические ориентиры. Когда у народа изымают ее родную историю, то немало чуваш, конечно же, как и знакомый мне чуваш из Татарстана, впадают в растерянность, и, как тот самый знакомый мне чуваш из Татарстана, в полном недоумении вопрошают: «Что нам делать? Стать татарами или русскими?».
«Специфику национальным интересам придают национальные вкусы, представляющие собой исторически сложившееся своеобразие в понимании, оценках и отношении к значимым ценностям, явлениям жизни, хорошему и плохому у большинства представителей той или иной этнической общности. Национальные вкусы проявляются в поведении, бытовой культуре, образе жизни, домашнем убранстве, одежде, в отношениях между людьми, в искусстве, литературе, живописи, танцах и музыке — представителей конкретных этнических общностей» [7].
...Получается, что за 25 последних лет чувашская нация потеряла не только самосознание, но и цели и нравственные ориентиры...
Литература:
1. Федор Сюин. Улып: чувашский народный эпос. – Чебоксары, 2009. – С.275.
2. Федор Сюин. Улып: чувашский народный эпос. – Чебоксары, 2009. – С.276.
3. Федор Сюин. Улып: чувашский народный эпос. – Чебоксары, 2009. – С.277.
4. Панорама Чувашии №24 (24). 3.12 – 9.12.2014
5. Крысько В.Г. Этническая психология / В.Г. Крысько, - Спб, 2008. – С.80.
6. Крысько В.Г. Этническая психология / В.Г. Крысько, - Спб, 2008. – С.81.
7. Крысько В.Г. Этническая психология / В.Г. Крысько, - Спб, 2008. – С.81.
Геннадий Тафаев, доктор исторических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Яковлева».
От «Корпункт»: «Корпункт» напоминает, что изложенная господином Тафаевым точка зрения может не совпадать с позицией «Корпункт»

Joomla SEF URLs by Artio