Владимир Путин считает, что бюджетные ассигнования должны идти на массовый спорт

Владимир Путин считает, что бюджетные ассигнования должны идти на массовый спорт

Владимир Путин считает, что бюджетные ассигнования должны, «прежде всего, идти на массовый спорт, а не на закупку иностранных звезд ради престижа по непрозрачным и часто необоснованным ценам»
«Президент России Владимир Путин обратил внимание руководителей компаний, в том числе с госучастием, что развитие отечественного спорта должно быть главным приоритетом. "В этом настоящая социальная ответственность", — сказал Путин на заседании совета по физической культуре и спорту, передает РИА Новости.
"Ассигнования из бюджета и средства госкомпаний должны, прежде всего, идти на массовый спорт, а не на закупку иностранных звезд ради престижа по непрозрачным и часто необоснованным ценам, как это порой у нас, к сожалению, до сих пор бывает", — отметил президент.
"Развитие отечественного спорта — вот что для нас должно быть главным", — подчеркнул глава государства,- повествуют «Вести.ру».
delo o korrupciidelo o hishcheniyah iz byudzhetaВот как, по официальной версии, проходило заседание Совета по развитию физической культуры и спорта 2 июня 2015 года в Кремле под председательством Владимира Путина, на котором «обсуждались вопросы развития спорта высших достижений, правового регулирования профессионального спорта, деятельности профессиональных спортивных организаций»:
«В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!
В прошлом, 2014 году наш Совет определил задачи развития массового спорта и приоритеты новой Федеральной программы строительства спортивных объектов.
Сегодня на повестке дня – спорт высших достижений, включая вопросы правового регулирования профессионального спорта. Мы неоднократно подходили к этому «весу», что называется, всё вокруг этой темы ходили – давайте сегодня подробнее поговорим.
Создание условий для деятельности профессиональных спортивных организаций – чрезвычайно важная тема.
Сразу скажу, что целенаправленная, системная политика государства в сфере спорта высших достижений в последние годы даёт позитивные результаты.
Достаточно вспомнить победы России на Универсиаде в Казани, московском чемпионате мира по лёгкой атлетике, на Олимпийских и Паралимпийских играх в Сочи. То есть задачи, поставленные в Стратегии развития отрасли, в целом выполняются.
И здесь следует отметить немалую заслугу Фонда поддержки олимпийцев России. В этом году ему исполняется 10 лет. За это время он реализовал 57 программ на сумму порядка 8 миллиардов рублей, прежде всего направленных на поддержку перспективных спортсменов. Подавляющее большинство из них стали призёрами и чемпионами Олимпийских игр. И это хороший, если не сказать отличный, результат, который необходимо развивать.
В этой связи я хотел бы просто пофамильно назвать тех, кто реально вкладывает средства в этот фонд и помогает спорту. Если кого то забуду – не сердитесь, пожалуйста. Абрамов, Абрамович, Алекперов, Авен, Богданов, Вексельберг, Дерипаска, Евтушенков, Лисин, Потанин, Усманов, Бокарев.
Должен отметить, что призёрами и чемпионами стали 87 процентов грантополучателей.
Реализуются меры государственной поддержки. В их числе – президентские стипендии. Считаю, нужно подумать, как повысить эффективность таких механизмов, какие дополнительные решения предложить. Прошу Минспорт проработать этот вопрос.
Сейчас в рамках нашего заседания хотелось бы услышать и о ходе подготовки к Играм в Рио де-Жанейро, до которых осталось чуть больше года, о готовности национальной сборной к приближающимся Первым Европейским играм в Баку.
В их программе – тридцать одно соревнование. Причём одиннадцать из них – отборочные к бразильским Олимпиаде и Паралимпиаде. И готовность наших атлетов уже сейчас должна быть на высоте.
Также просил бы доложить о результатах первого постолимпийского сезона в зимних видах. До «белых» Игр в Пхенчхане, конечно, ещё достаточно времени, ещё три года. Но это тоже не так уж и много, быстро время летит.
Отдельного обсуждения требует и футбол. И речь не только о чемпионате мира 2018 года, о строительстве инфраструктуры и подготовке нашей сборной. Прежде всего имею в виду развитие футбола в целом, развитие футбола в регионах Российской Федерации. Считаю целесообразным посвятить этому ближайшее заседание нашего Совета.
Не менее важная тема – материально-техническая база спорта. Напомню, что в конце 2012 года была поставлена задача обеспечить к июню 2015 года все олимпийские и паралимпийские виды федеральными тренировочными центрами. Сегодня хотелось бы услышать, как идёт эта работа.
Также необходимо обсудить развитие научной базы большого спорта. Напомню, что для решения этой задачи, для того, чтобы объединить усилия лучших специалистов, организовать масштабную исследовательскую работу, три года назад Минспортом был создан Федеральный научный центр.
Современный мировой спорт – это не только борьба атлетов, но и жёсткая конкуренция передовых технологий восстановления спортсменов, реабилитации, медицинского сопровождения. Этими вопросами, безусловно, нужно постоянно и предметно заниматься, при этом чётко проводить грань между тем, что разрешено и что запрещено, тем самым защищая и чистоту спорта, и жизнь, и здоровье спортсменов.
В этой связи, к сожалению, вынужден отметить, что случаи выявления у российских атлетов допинга участились. С одной стороны, это говорит о повышении эффективности работы наших антидопинговых служб, но, кроме того, и о необходимости серьёзно усилить профилактику этого явления, предусмотреть меры, когда использование допинга в спорте станет неоправданным ни с моральной, ни с материальной, ни с карьерной, ни с репутационной точек зрения.
Что касается собственно медицинского обеспечения наших спортсменов, то в этой сфере ФМБА России многое сделало. Но есть вопросы, требующие дополнительной работы или решений. Например, надо уточнить порядок финансирования за счёт средств федерального бюджета этого направления, включая первичную и специализированную медико-санитарную помощь, реабилитацию. Тут есть проблемы и некоторые нюансы, связанные с ОМС. Нужно над этим тоже подумать.
Уважаемые коллеги! Теперь о так называемом профессиональном спорте, роль и место которого в нашей стране необходимо очень грамотно, предметно определить, структурировать.
В мире много примеров, когда некоторые виды спорта – бокс, футбол, баскетбол, теннис и ряд других – успешно развиваются на профессиональных принципах. Не только популяризируют спорт, здоровый образ жизни, но и служат мощным социальным лифтом, являются успешными доходными отраслями (например, за счёт рекламы и других источников) и обеспечивают занятость значительного числа людей.
Считаю, что за счёт грамотного, продуманного управления профессиональный спорт в России также может вполне эффективно использовать коммерческие, рыночные источники финансирования. При этом ассигнования из бюджета, из средств госкомпаний должны прежде всего идти в основном на массовый спорт, а не на закупку иностранных звёзд ради престижа по непрозрачным и часто необоснованным ценам, как это порой у нас, к сожалению, до сих пор бывает. Обращаю на это внимание в том числе и руководителей компаний с госучастием. Развитие отечественного спорта – вот что для нас должно быть самым главным. В этом настоящая социальная ответственность.
Формирование эффективной модели профессионального спорта потребует и чёткого нормативно-правового регулирования. Во первых, это касается трудовых отношений, в том числе с иностранными спортивными специалистами. Поручение навести порядок здесь было дано ещё в апреле прошлого года. Рассчитываю сегодня услышать о результатах этой работы.
Во вторых, надо закрепить правовой статус субъектов профессионального спорта, включая профессиональные клубы и лиги, определить порядок их создания, сотрудничества и финансовые взаимоотношения как с общероссийскими федерациями, так и с государством, в том числе по вопросам проведения чемпионатов России.
Важным условием развития профессионального спорта является решение и таких задач, как запуск отечественной системы разрешения спортивных споров, обеспечение атлетов достойными пенсиями, расширение их возможностей получить по завершении спортивной карьеры дополнительное образование или новую профессию. Предлагаю сегодня в ходе дискуссии затронуть и эти вопросы.
Необходимо создать условия и для роста поступлений из внебюджетных источников, использовать форматы, доказавшие свою эффективность и в отечественной, и в мировой практике. Имею в виду те же лотереи или продажу прав на телерадиовещание.
Здесь добавлю, что, по экспертным оценкам, на федеральных каналах спорт постепенно, к сожалению, вытесняется, а зрелищные соревнования, выступления звёзд спорта – один из самых мощных ресурсов популяризации здорового образа жизни, позитивных примеров для молодёжи и просто для семейной аудитории. Вспомните Олимпиаду в Сочи, после которой в спортивные секции начался настоящий, заметный приток, если не сказать, аншлаг.
Считаю целесообразным рассмотреть возможность создания общедоступного спортивного канала. Мы с коллегами уже говорили на этот счёт, хотел бы сегодня услышать конкретные предложения по этой теме, окончательно сформулированные.
Давайте приступим к работе. Слово руководителю рабочей группы по подготовке нашей сегодняшней работы Сергею Семёновичу Собянину.
С.Собянин: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Рабочей группой, в состав которой вошли представители Федерального Собрания, Администрации Президента, Правительства Российской Федерации и основных субъектов, действующих в российском спорте, включая Олимпийский комитет, спортивные федерации, профессиональные лиги и клубы, антидопинговое агентство «Русада», были подготовлены соответствующие предложения по комплексным изменениям в законы, регулирующие профессиональный спорт и спорт высших достижений.
В частности, Владимир Владимирович, свои предложения о создании нового спортивного канала, о котором Вы только что говорили, доложит Дмитрий Николаевич Чернышенко. В случае Вашей поддержки, Владимир Владимирович, предлагается оформить все эти предложения соответствующими поручениями Президента и, соответственно, реализовать их оперативно на практике.
Из чего исходила рабочая группа при подготовке этих предложений? Прежде всего учтены качественно новые возможности для развития большого спорта, которые были созданы в России за последние годы. В нашей стране построено множество современных спортивных сооружений, позволяющих проводить соревнования самого высокого качества. И это очень важно. Строительство стадионов и тренировочных баз создавалось не только в Москве, Сочи, Казани и городах, которые примут чемпионат мира по футболу, но и в других регионах – практически в каждом субъекте Российской Федерации.
Помимо кардинального обновления инфраструктуры большого спорта за последние годы существенно улучшена и вся система подготовки спортивного резерва. Министерством спорта разработано более 70 федеральных стандартов спортивной подготовки. Определены базовые регионы для развития отдельных видов спорта. Так, Москве поручено развивать 54 вида спорта, Санкт-Петербургу – 40, по 30 видов спорта развивают такие крупные регионы, как Московская область и Свердловская область.
В рамках данной идеологии несколько лет назад, к примеру, в Москве мы создали экспериментальную команду для целевой подготовки к Олимпиаде в Сочи. Для кандидатов в сборную России были созданы все необходимые материальные условия, определены оптимальные программы подготовки, выделено целевое финансирование, и в течение нескольких лет перед Олимпиадой отслеживался прогресс спортивного мастерства. Это позволило сделать надёжный прогноз относительно итогового результата и отобрать сильнейших.
Этот подход к подготовке полностью себя оправдал. Спортсмены-москвичи внесли значительный вклад в победу сборной России – почти половина золотых медалей. В настоящее время в составе экспериментальной команды Москвы к Олимпиаде в Рио де-Жанейро готовятся 230 спортсменов.
Ещё одной важной особенностью современного этапа является, конечно, активный процесс формирования структур профессионального спорта. В популярных игровых видах спорта успешно развиваются сильнейшие профессиональные лиги. Сложился институт спортивных агентов, работают, хотя пока ещё и не очень хорошо, системы трансфертов игроков, продажи прав на трансляции и рекламу. Обсудив в период подготовки к заседанию Совета все эти изменения, рабочая группа предлагает внести в закон о физической культуре и спорте и другие законы следующие наиболее важные изменения.
Во первых, предлагается подробно определить в законе правовое положение, права и обязанности основных субъектов профессионального спорта – клубов, лиг, агентов и так далее, о чём вы уже сказали.
Во вторых, считаем необходимым включить в закон обязательные требования к профессиональным клубам по развитию детского и юношеского спорта. Это значит, что каждый профессиональный клуб будет обязан содержать детско-юношескую спортивную школу, оплачивать работу тренеров и участвовать в организации регулярных первенств для юниоров.
В третьих, предлагается ввести систему аккредитации спортивных агентов, которые будут осуществлять федерации или спортивные лиги по соответствующим видам спорта.
Четвёртое. Предлагается создать отечественную систему разрешения спортивных споров, включая постоянный третейский спортивный суд для разрешения споров между спортивными федерациями, профессиональными лигами, клубами и отдельными игроками. На наш взгляд, это позволит перевести в российскую юрисдикцию большинство судебных споров. Соответственно, сократится число обращений в Международный спортивный арбитраж, хотя в определённых случаях возможность его использования также, конечно, должна сохраниться.
Пятое. В целях устранения противоречий в системе найма и увольнения профессиональных спортсменов и тренеров предлагается закрепить в Трудовом кодексе положение заключения с ними исключительно срочных трудовых договоров.
И шестое. Рабочая группа рассмотрела сложившиеся механизмы финансирования профессионального спорта. Все коллеги согласны, что наиболее уязвимой стороной сегодня является чрезмерная зависимость клубов от бюджетного финансирования и спонсорских средств компаний, в том числе и государственных компаний. Такая зависимость препятствует нормальной спортивной конкуренции, ставя одни клубы в привилегированные условия и неоправданно ущемляя права других клубов.
Понятно, что кардинальным решением этой проблемы стал бы выход профессионального спорта на самоокупаемость. Однако понятно, что двигаться вперёд к достижению этой цели нужно максимально аккуратно, не устанавливая каких либо жёстких сроков.
В качестве первого шага рабочая группа предлагает ряд мер по созданию дополнительных источников финансирования профессионального спорта и упорядочению бюджетных расходов.
Прежде всего предлагается по новому отрегулировать порядок передачи прав на проведение чемпионатов России. Как известно, сегодня собственниками прав на чемпионаты являются спортивные федерации, которые передают их профессиональным спортивным лигам. Сроки действия соответствующих договоров между федерациями и лигами, как правило, не превышают 3–4 лет. Это, конечно, слишком короткий срок. Более того, у профессиональных лиг отсутствуют гарантии их продления на очередной срок.
Но если право на проведение чемпионата России приходится заново подтверждать каждые два или четыре года, под него практически невозможно привлечь долгосрочные спонсорские контракты. Также невозможно выгодно продать права на трансляцию соревнований, поскольку телекомпании предпочитают заключать многолетние контракты как минимум на пять лет, а часто и на более длительные сроки.
Для решения проблемы предлагается перейти к системе долгосрочных контрактов, вплоть до 15 лет, на проведение чемпионатов России с их автоматическим продлением на очередной срок. По мнению коллег, это позволит профессиональным лигам улучшить качество организации чемпионатов России, расширить круг привлекаемых спонсоров, а также существенно увеличить доходы от продажи на трансляцию соревнований.
Разумеется, при переходе на долгосрочные договоры у спортивных федераций сохранится право голоса при решении ключевых вопросов проведения чемпионатов России. Также будет определён механизм досрочного расторжения договоров в случае выявления грубых нарушений в работе профессиональной лиги.
Следующая мера озвучивалась неоднократно. Речь идет о специальных платежах букмекерских контор и тотализаторов непосредственно на развитие спорта, а также спортивных лиг. Этот механизм требует тщательной проработки.
Что касается бюджетного финансирования профессиональных спортивных клубов. Действительно, будет целесообразно на первом этапе запретить использование бюджетных средств на трансферты и выплаты спортивным агентам. Возможность бюджетного финансирования других статей расходов предлагается сохранить. Также должна сохраниться бюджетная поддержка строительства стадионов и другой спортивной инфраструктуры, что чрезвычайно важно.
Представляется, что для упорядочения финансирования в профессиональных спортивных клубах могли бы быть приняты крупнейшими компаниями с государственным участием специальные собственные регламенты. Для этого не нужно менять закон, достаточно решений, принимаемых на корпоративном уровне.
В заключение скажу о подходах к решению еще одной актуальной проблемы – регулирования привлечения легионеров в российские клубы. По данному вопросу, уважаемый Владимир Владимирович, как Вы сказали, было дано поручение практически год тому назад. Соответствующий закон внесен в Думу и принят в первом чтении. В рамках рабочей группы мы еще раз обсудили этот вопрос. Считаем, что необходим гибкий, сбалансированный механизм регулирования числа легионеров, который, с одной стороны, не ослаблял бы российские клубы и не подорвал интерес болельщиков к чемпионатам России по футболу, хоккею, баскетболу, а, с другой стороны, учитывал бы интересы наших национальных сборных, а это не менее важно.
В этой связи предлагается наделить спортивные федерации правом устанавливать гибкие ограничения на участие легионеров в российских чемпионатах в зависимости от ситуации, складывающейся в конкретном виде спорта, с учетом мнения профессиональных лиг. В ближайшее время Правительство России совместно с депутатами завершит, как докладывалось на рабочей группе, работу над этими поправками, что позволит принять данный закон.
Уважаемый Владимир Владимирович, сформированные в докладе рабочей группы предложения обсуждены с Правительством Российской Федерации, большинством заинтересованных спортивных федераций и профессиональных лиг. Прошу их поддержать. Спасибо.
В.Путин: Спасибо большое.
Виталий Леонтьевич, пожалуйста, мы сейчас послушаем коллег, а потом, если желание будет у кого то прокомментировать что то либо сделать предложения, я такую возможность, конечно, предоставлю.
Виталий Леонтьевич, пожалуйста.
В.Мутко: Спасибо.
Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Прежде всего я хотел бы поблагодарить Сергея Семеновича, рабочую группу. Мы действительно всестороннее рассмотрели все вопросы, было очень много консультаций. И сегодня внесенные предложения, поручения, выводы в целом полностью отражают общее мнение по наиболее проблемным вопросам, и в целом мы их поддерживаем.
Владимир Владимирович, что бы я хотел сказать вначале? За последние годы Правительством Российской Федерации при Вашей поддержке, законодательством отрегулированы практически все вопросы, все расставлено по своим местам. И уже сегодняшняя законодательная база дает возможность развиваться профессиональному спорту, детскому, любительскому. Если кто то считает, что завтра появится закон, и послезавтра потекут в профессиональные клубы деньги, конечно, этого не будет. Сегодня все наделены правами, и все вопросы, возможности для реализации собственных прав у лиг, у клубов есть. Просто в последнее время, Владимир Владимирович, тренд такой, что все больше разворачиваются к государству: проще принести заявку или в бюджет субъекта, или сегодня в Министерство спорта и собственными правами не заниматься. Поверьте, все возможности есть.
Это как вступление, а по некоторым вопросам я очень кратко хотел бы высказаться.
Что касается спорта высших достижений. На мой взгляд, ключевыми были, конечно, итоги выступления в Ванкувере. И тогда по ряду совещаний, которые Вы провели, и Совету по спорту мы приняли решение о направлении на спорт высших достижений. Главное, было принято решение об усилении роли государства в управлении спортом высших достижений, четко разграничены полномочия между федерациями, Олимпийским комитетом. Сегодня, в общем то, мне кажется, это было самым главным. Вы помните, тогда дискуссии были разные. Вами была поставлена задача, чтобы Министерство спорта стало научным, образовательным штабом отрасли и взяло всю ответственность за конечный результат.
Мы приняли ряд решений по усилению антидопингового, научного, медицинского, медико-биологического обеспечения сборной. В частности, Вы отметили во вступительном слове антидопинговую работу. Могу сказать, что принят специальный закон, создана антидопинговая организация, мы открыли границы России.
Поэтому, конечно, такое увеличение связано с усилением нашей позиции. Мы начали брать больше допинг-проб, контролировать. Да и больше Вам скажу, Владимир Владимирович, наши спортсмены больше проверяются, потому что мы вернули себе лидерство. А проверяются на мировой арене, как Вы знаете, топовые спортсмены, которые входят в международный пул.
В федеральном бюджете появилась отдельная строка – физическая культура и спорт, что дало возможность выстроить всю финансовую пирамиду снизу до верху, за нами пошли регионы, субъекты. Сегодня мы можем четко наблюдать, как расходуются деньги на спорт.
В структуре Министерства спорта создан аналитический центр для сбора и обобщения информации, что необходимо для подготовки сборной.
Свою очень высокую эффективность показали принятые меры об улучшении материального поощрения, стимулирования, страхования спортсменов. Я напомню, когда мы Вам докладывали после Ванкувера, зарплата у спортсмена была 12 тысяч рублей. С помощью механизмов стимулирования, в том числе поддержки Фонда, мы смогли заинтересовать спортсмена на конечный результат, и сейчас в принципе этот механизм работает.
Огромное внимание мы уделили развитию материальной базы. Вы ставили задачу к 2015 году завершить всю работу, связанную с обеспечением сборных страны. Могу Вас сказать, что нами за пять лет заново практически восстановлены и построены такие центры подготовки спортсменов, как «Озеро Круглое», «Новогорск», «Юг Спорт», Кисловодск, Руза, Парамоново. В Токсово мы открыли современный центр, в Чайковском построена вся линейка трамплинов (пять трамплинов), в Тульской области – единственный в России центр подготовки паралимпийских сборных, в Ижевске – сноуборд. И можно было бы это продолжать. То есть, по сути дела, мы сегодня создали инфраструктуру для всех видов спорта. Динамично развивается спорт, вводятся новые дисциплины, сейчас десятки новых введены, нам приходится все время к этой теме возвращаться и работать.
Конечно, мы очень серьезно поработали на наследии Казани и Сочи. Допустим, Рустам Нургалиевич знает, что в Казани, по сути дела, воссозданы по всем видам спорта объекты, которые были созданы Академией по подготовке спортивного резерва – теннис, плавание. Я могу Вам сказать, что уже первые результаты есть. В составе сборной сейчас в чемпионате мира по плаванию будут участвовать уже спортсмены, выходцы из этих центров в Казани. Два человека пробились в состав национальной команды буквально за несколько лет.
Реализация данных мер, конечно, дала нам свои исходы. Вы уже отметили, что мы практически после Ванкувера в пять раз увеличили количество золотых медалей, в Европе мы вернули себе первое место по количеству выигранных медалей, в мире мы находимся в тройке лидеров мирового спорта. Конечно, сегодня Вы ставите амбициозные задачи, и страна ставит, по завоеванию различных наград. Могу сказать, что мы подняли качество проведения крупных спортивных событий в стране, в целом мы где то в районе 120 спортивных соревнований проводим в стране. В этом году прошли Сурдлимпийские игры в Ханты-Мансийске, чемпионат мира по шорт-треку в Москве, тхэквондо. В этом году мы еще ожидаем и будем проводить чемпионат мира по фехтованию в Москве, чемпионат мира по водным видам спорта в Казани, около 20 чемпионатов мира по неолимпийским видам спорта и 120 этапов Кубка мира различных соревнований на территории России. Естественно, не только проводим, но и, конечно, стараемся выигрывать и проводить на высоком уровне.
Могу отметить, что мы вернули себе позиции мирового спорта и авторитетной спортивной державы. Владимир Владимирович, еще раз хочу Вас поблагодарить, события последней недели, события в ФИФА, говорят о том, что в принципе Россия достаточно авторитетная спортивная держава, мы можем сегодня влиять и на развитие спорта.
Хотел бы также отметить, что поручение предыдущего Совета было об увеличении наших представителей в составе международных спортивных организаций. Мы сегодня имеем уже в международных спортивных организациях 324 человека, из них около 57 занимают руководящие позиции. То есть это очень важная спортивная политика, которую мы будем продолжать.
Мы, конечно, не забывали и о чисто спортивных аспектах. Вы знаете, что страны-организаторы, как правило, на следующих Олимпийских играх снижают свои результаты. Ванкувер выиграли канадцы, а потом на четыре золотых медали ушли. Конечно, мы понимаем это и, естественно, продолжаем работу. И хочу Вам доложить сразу в связи с Вашим вопросом по подготовке к зимним Олимпийским играм. Этот постолимпийский сезон показывает, что мы свои позиции сохраняем. Мы завоевали девять золотых медалей, в Сочи было 13. У нас в ряде видов спорта просто происходит сейчас перегруппировка, в таких как бобслей, фигурное катание (лидеры у нас не выступали). Но зато у нас, по сути дела, выросло новое поколение спортсменов в конькобежном спорте, в шорт-треке. Победы уже достигают наши доморощенные спортсмены, молодежь, которая была в резерве еще на Олимпийских играх.
Я хотел бы также отметить, что есть виды спорта, по которым мы потеряли в свое время конкуренцию. И говоря о Рио де-Жанейро, я хотел бы отметить, что, конечно, мы специально работаем над такими металлоемкими видами спорта, какими являются академическая гребля, пулевая стрельба, плавание. Это те виды спорта, в которых очень много медалей разыгрывается, и где мы теряли свои традиции. Программа по таким видам спорта с Олимпийским комитетом разработана. Сейчас закончен чемпионат Европы по академической гребле. Если мы имели два экипажа в Лондоне, то сейчас уже семь экипажей, которые, скорее всего, получат лицензию. На чемпионате Европы мы уже завоевали две золотых медали.
То есть работа идет. Игорь Викторович будет говорить о велосипедном спорте. Мы сосредоточились на выступлении наших трековиков. Мы имеем две золотые медали на треке и хорошие перспективы. То есть Ваше поручение мы стараемся выполнять, и, конечно, эти виды спорта вытаскивать, поднимать и возвращать им конкурентоспособность.
Конечно, одной из проблем остается нехватка квалифицированных кадров, из за чего мы вынуждены приглашать иностранных специалистов. Сегодня Сергей Семенович об этом вкратце сказал. Я не против этой практики, но хотел бы отметить, что в Сочи мы пригласили специалистов в 11 видов спорта. 17 медалей с их участием завоевали, включая семь золотых. Но есть неоправданные приглашения. Мы пригласили, допустим, в горнолыжный спорт 27 зарубежных специалистов, потратили деньги, но ни одной медали и никакого результата.
Поэтому, конечно, мы понимаем, что должны направить свои усилия на подготовку собственных отечественных кадров. Я хотел бы отметить, что по Вашему поручению, которое Вы дали, упорядочить приглашение специалистов и тренеров, Сергей Семенович уже сказал, мы внимательно поработали. В Государственной Думе, надеюсь, в июне во втором-третьем чтении будет принято решение. 18 июня мы хотим уже опубликовать проект по каждому виду спорта, скажем так, проект декларации, как будет каждый вид спорта обеспечен приглашением, какие квоты, какие нормативны. Мы работаем сейчас с федерациями, с лигами на эту тему. Не сомневаюсь, что принятие этого акта даст оздоровление ситуации и определенный тренд на длительную перспективу.
Однако есть, конечно, и другие, Владимир Владимирович, проблемы, на которые я хотел бы обратить внимание и попросить Вашей поддержки. Я хотел бы напомнить, что в 2011 году мы в Кубанском государственном университете физической культуры и спорта проводили президиум, рассматривали вопрос подготовки кадров и развития спортивных вузов в нашей стране, их у нас 14, и 53 училища олимпийского резерва. В соответствии с Вашим поручением, данным по итогам Совета, Минспорт совместно с Минобром проделали серьезную работу по сохранению отраслевой системы подготовки кадров. Была опасность потерять отраслевую систему подготовки.
Второе – расширение направлений подготовки спортсменов. Было одно направление – физическая культура и спорт, его хотели в «сестринское дело» погрузить и, по сути дела, у нас бы не было системы подготовки. Сейчас у нас четыре направления. Спорт мы выделили в отдельное направление, мы можем готовить сегодня тренеров. Утверждены отдельные укрупненные группы специальностей и направлений в области физической культуры и спорта. Сегодня перед спортивными вузами стоит не только задача подготовки кадров, но и научно-методическое обеспечение сборных, подготовка спортивного резерва, методическое обеспечение развития спорта в регионах нашей страны. Поэтому, конечно, Владимир Владимирович, было бы логично в этом направлении, если бы Вы дали поручение или поддержали нас возможностью внесения изменений и дополнений в Указ Президента, который Вами подписан, предусматривающий перечень федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которым дано право самостоятельно разрабатывать, утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Это нам нужно в связи с динамичным развитием. Появляется новый вид спорта, мы могли бы динамично открыть профессию и подготовку по этому направлению. Для сегодняшнего дня шесть-восемь месяцев занимает через Министерство образования прохождение системы, установление этих стандартов. Если бы мы получили такое право, это было бы здорово.
И конечно, еще раз, в связи с тем, что в Министерстве финансов есть идея такая, все таки убрать отраслевую направленность наших вузов, я хотел бы, чтобы еще сегодня этой работой, которую мы сделали, мы сохранили систему отраслевой направленности высшей школы в спорте. Это, конечно, было бы очень важно.
Естественно, не могу не сказать о направлении главного удара, для нас – это подготовка спортивного резерва. Вы знаете, если не будет резерва, у нас в принципе ничего не будет. Сергей Семенович сказал о некоторых шагах. Я только хотел бы о двух вещах сказать, Владимир Владимирович, что в рамках федеральной целевой программы за эти четыре года мы построили 42 региональных центра спортивной подготовки, которым передали 214 ледовых катков, 141 плавательный бассейн, универсальных залов под 500. Это позволяет нам пока закрыть около 40 процентов потребностей школ.
Естественно, конечно, важна поддержка Фонда поддержки олимпийцев. Он выделяет 200 грантов для детских спортивных школ, и мы в федеральном бюджете выделяем 523 миллиона рублей на поддержку детских спортивных школ. Естественно, конечно, если все это сложить, мы видим, что нам, для того чтобы обновить материальную базу, инвентарь, оборудование, нужно ежегодно выделять по 2 миллиарда рублей. Мы понимаем финансовое положение. Может быть, так остро вопрос не ставим, но эта цифра будет расти, потому что будет сегодня снижаться материальная база, поездки на соревнования. Если сегодня это будет продолжаться, то нам придется потом, как минимум через год-два, разово выделить 5 миллиардов, а потом войти в какую то ежедневную систему обеспечения. Хотелось бы, чтобы при сокращении бюджета мы на это обратили внимание.
В настоящее время в стране действуют 3782 детских спортивных школы, в том числе 1630 находятся в ведении спорта. Мы постепенно реализуем Ваше поручение о переводе их в систему спорта. Для дополнительной поддержки наших школ, конечно, нам хотелось бы усиления финансовой поддержки.
Хотелось бы также обратить внимание на единый календарный план. Нам удается с Министерством финансов, в Правительстве в последние годы, не смотря на сложности, все время удерживать календарь за счет перераспределения. Но я хотел бы напомнить, это 11 тысяч спортивных соревнований. Это хребет подготовки спортсменов, чемпионаты России, тренировочные мероприятия за рубежом. Сегодня курс доллара вырос.
И конечно, нам приходится очень сложно в рамках этого бюджета, по сути дела, находиться. Сейчас нам доведены определенные показатели следующего года, они взяты от базы 2015 года. А от базы 2016-го до 30 процентов сокращение. Вот главные позиции – детский спорт и календарный план, – мы бы хотели, чтобы они были немножко защищены.
Продолжение следует.