ФоРГО считает, что сентябрьские выборы главы в Чувашии пройдут по референдумному сценарию. Это – когда победитель известен заранее

ФоРГО считает, что сентябрьские выборы главы в Чувашии пройдут по референдумному сценарию. Это – когда победитель известен заранее

Опубликован сценарий выборов главы Чувашии, и это - крайне любопытный политтехнологичный документ, из него выходит предопределенность избирательного процесса, и кандидатам, если верить сценарию (а он - написан совсем не школьниками), нет нужды класть свое здоровье в борьбе, так как финишный результат известен заранее. Такие  вот будут выборы по взгляду политтехнологов.  
На официальном сайте Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) опубликован сделанный фондом доклад «Накануне федерального избирательного цикла. Региональные выборы–2015: характер кампаний, тенденции и прогнозы результатов». Чувашии и предстоящим выборам главы региона в докладе, собственно, отведено не столь много места. После ознакомления с ним можно сделать вполне отчетливый вывод, что авторы доклада не относят предстоящие в Чувашии 13 сентября 2015 года выборы к конкурентным. По мнению докладчиков, нынче вообще из всех выборных кампаний глав регионов (а в нынешнем сентябре изберут высших должностных лиц, глав регионов, в 21-м субъекте РФ), конкурентными выборы являются лишь в двух регионах: в Омской области и Иркутской области.
Авторы доклада в главе «Выборы глав регионов вчера и сегодня» подчеркивают, что «все выборы проходят либо по конкурентному сценарию, либо по референдумному», и дают им вполне четкие определения.
forgo august 2015«Конкурентные выборы – выборы, результат которых не предопределен. Точнее, победитель которых заранее не известен. Двое или более кандидатов борются за победу. Их шансы могут быть равными, примерно равными или даже очевидно неравными. Однако это не отменяет главного – победитель, как сказано, заранее не известен. Правда, в ходе кампании может выявиться фаворит, и если его превосходство становится безусловным, то конкурентный сценарий переформатируется в референдумный.
Победитель референдумных выборов известен заранее. Его превосходство над остальными кандидатами очевидно. Избиратель на таких выборах голосует в первую очередь «за» или «против» победителя. Чтобы проголосовать против него, он голосует за любого из оставшихся кандидатов, которые, в лучшем случае, борются за второе место.
Референдумный сценарий может быть следствием фактической безальтернативности. Но, как в отечественной, так и в зарубежной политической истории, известно множество прецедентов, когда выборы переформатировались в референдумные из конкурентных в результате публичных или непубличных договоренностей и/или выбытия сильных кандидатов из-за каких-то неприемлемых (с точки зрения закона, общественной морали и пр.) нарушений. Впрочем, возможны и такие варианты, при которых выбывает «готовый победитель», или его позиции в ходе кампании слабеют настолько, что победа становится неочевидной либо вовсе невозможной. Тогда, разумеется, мы имеем дело с переформатированием референдумных выборов в конкурентные.
В современных российских условиях, если кандидат уже занимает губернаторский пост или исполняет обязанности главы региона, то это обычно дает ему серьезный «бонус», поскольку он может ссылаться на свои достижения. Тем более существенной является поддержка Президента, каковой, например, будет уже сам факт назначения претендента исполняющим обязанности губернатора. При назначении глава государства фактически передает исполняющему обязанности часть своего рейтинга и политического авторитета.
Референдумные выборы – это выборы не в меньшей степени, чем конкурентные. Это борьба за второе место.

forgo august 2015 2Второе место может быть ценным призом. Занявший его обычно либо приобретает, либо подтверждает статус «политика № 2» (в регионе, муниципалитете). В России второе место на губернаторских выборах часто представляет собой серьезную заявку на победу на региональных парламентских выборах (во главе партийного списка) или на думских выборах (во главе территориальной группы списка или в округе),- сообщают авторы доклада.
Собственно, Чувашия упоминается в докладе в разделе под заголовком «Как избирают глав регионов в 2015 году». Там Чувашия упомянута в качестве одного из десяти регионов, где проходят «плановые выборы». В данной «плановой» десятке: Марий Эл, Татарстан, Чувашия, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Пензенская, Ростовская, Тамбовская области, Еврейская автономная область.
(В 11 других регионов из 21-го в сентябре 2015-го будут проходить «досрочные выборы» - Камчатский и Краснодарский края, Амурская, Архангельская, Брянская, Иркутская, Костромская, Ленинградская, Омская, Сахалинская и Смоленская области).
В докладе отмечается, что в регионах из «плановой» десятки «семеро бывших назначенцев исполняют обязанности глав регионов и выдвинулись на плановых выборах: марийский Леонид Маркелов, татарстанский Рустам Минниханов, чувашский Михаил Игнатьев, калужский Анатолий Артамонов, калининградский Николай Цуканов, кемеровский Аман Тулеев, ростовский Василий Голубев».
При этом в докладе подчеркивается, что «в абсолютном большинстве регионов кампании идут по референдумным сценариям».
«В Татарстане, Краснодарском крае и Кемеровской области референдумные выборы были объективно предопределены. В Татарстане и на Кубани – особенностями местной политической культуры (консенсусной и лидероцентричной), в Кузбассе – авторитетом и высоким рейтингом А.Тулеева.
В Марий Эл ожидалась повышенная активность КПРФ. У Л.Маркелова давний конфликт с коммунистами, он начался еще в 2009 году в ходе выборов в республиканский парламент. Однако Иван Казанков, лидер марийских коммунистов, контролирующий агрохолдинг «Звенинговский», отказался баллотироваться (как утверждают, из-за проблем со здоровьем), партии пришлось подыскивать кандидата в другом регионе. В итоге в Йошкар-Олу был делегирован первый секретарь Кировского обкома Сергей Мамаев, в прошлом году проигравший выборы на родине Никите Белых. Понятно, что такой кандидат может рассчитывать в лучшем случае на второе место с большим отставанием от победителя,- отмечается в докладе.
forgo august 2015 2Про Чувашию сказано следующее: «В Чувашии от борьбы за место главы региона изначально отказались политики, ориентированные на бывшего главу республики Николая Федорова и влиятельный депутат Государственной Думы от СР Анатолий Аксаков. Н.Федорову гарантировано место сенатора».
Вот, собственно, и все про Чувашию.
Отметим, что, собственно, любые доклады пишутся для того, чтобы их, по меньшей мере, читали. В том числе - доклады, посвященные выборной тематике. Особенно – накануне выборов. Особенно составленные такой авторитетной и очень влиятельной структурой, как Фонд развития гражданского общества (ФоРГО)…

Также отметим, что в докладе ФоРГО немало места уделено активности и, что называется, жизнедеятельности политпартий – в проекции на грядущие думские выборы.
«Текущие выборы – последний шанс для непарламентских партий приобрести «федеральную лицензию» – право участвовать в выборах депутатов Государственной Думы, не собирая подписи избирателей. Им обладают парламентские партии и «ЯБЛОКО». Любой другой партии для получения «федеральной лицензии» необходимо провести по своему списку в любой региональный парламент хотя бы одного депутата. За минувшие годы это удалось девяти партиям – «Гражданской Платформе», «Гражданской Силе», «Зеленым», «Коммунистам России», «Патриотам России», «Правому делу», РПР-ПАРНАС, «РОДИНЕ» и «Российской партии пенсионеров за справедливость».
forgo august 2015 3Соответственно, большинство лидеров «Индекса» из числа непарламентских партий (первая группа и «верхушка» второй) уже имеют «федеральную лицензию» («Гражданская Платформа», «Коммунисты России», «Зеленые», «Патриоты России», «РОДИНА», «Российская партия пенсионеров за справедливость» и «ЯБЛОКО»). Не получили ее лишь КПСС, «ПАРТИЯ ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ» и «Партия пенсионеров России». Однако, судя по данным социологических исследований в соответствующих регионах и результатам выборов прошлых лет, нет особых оснований ожидать, что эти партии сейчас пройдут в региональные парламенты (у «Партия пенсионеров России» нет ни одного зарегистрированного списка). То есть количество «лицензиатов» вряд ли увеличится.
Следовательно, только эти 14 партий, уже обладающие «федеральной лицензией», и станут основными участниками думской кампании
Можно предположить, что отдельные неперспективные, но «живые» партии уже в ближайшем будущем начнут искать способы присоединиться к более успешным проектам. Технически это сделать несложно – партия может принять решение о своем самороспуске и призвать своих бывших членов вступить в другую партию. Вопрос лишь в том, насколько это будет нужно серьезным партиям, ведь им придется выделять квоту в руководстве и списках кандидатов для присоединившихся и т.д.
Впрочем, вопрос об оптимизации партийной системы все равно встанет. Если не после этих выборов, то после выборов в Государственную Думу. И если его не захотят решать сами партии, то придется подключиться законодателю,- подчеркивается в докладе ФоРГО.