Марш-бросок. С протестом вдогонку
Возможно, в диалектическом нашем мире буквально все есть «единство и борьба противоположностей».
В том числе – и пенсионная реформа.
Чувашия в этом смысле, разумеется, не исключение.
И здесь имеются те, кто данную пенсионную реформу одобряет, и те, кто против нее.
Понятное дело, партия «за» стремится быстрее «претворить», как говорили во времена «единственной» и «направляющей», одобряемое «в жизнь».
От той торопливости могут подчас возникать по-своему интересные нюансы.
Ну, а партия «против» - может и не поспевать за той торопливостью, посему и протест у нее – идет вдогонку.
Республиканские власти во главе с Михаилом Игнатьевым, разумеется, провозглашенное и реализуемое правительством РФ изменение пенсионного законодательства одобряют, сам Михаил Игнатьев – еще 16 июля 2018 года одним из первых в РФ публично выразил поддержку данному изменению.
В заседании – помимо членов Кабмина Чувашии – участвовали, как докладывается, и депутаты Госсовета Чувашии, и по его завершению – прошло заседание Комитета Госсовета Чувашии по социальной политике и национальным вопросам.
Интересно, что сами депутаты Госсовета Чувашии, являющиеся членами комитета Госсовета Чувашии, вовсе и не догадывались, что будут присутствовать на расширенном заседании Кабмина Чувашии, они, по их выражению, шли именно на заседание комитета Госсовета Чувашии по соцполитике.
«Власти Чувашии настолько торопились провести свое мероприятие, что как-то позабыли уточнить, что это будет расширенное заседание Кабмина Чувашии. Во всяком случае, для депутатов, не входящих во фракцию «Единой России», факт проведения расширенного заседания явился большим сюрпризом,- отмечают некоторые из депутатов Госсовета Чувашии, члены комитета по соцполитике республиканского парламента.
Ну, а заместитель председателя комитета Госсовета Чувашии, депутат Госсовета от КПРФ Григорий Данилов» на своей странице в Facebook с ремаркой «чудеса» отметил: «И ещё я не совсем понял...пришёл на расширенное заседание профильного комитета, а попал на расширенное заседание Кабинета министров Чувашской Республики».
В ходе данного мероприятия с по-своему интересным форматом были одобрены не только проекты закона о внесении изменений в закон «О социальной поддержке тружеников тыла военных лет и ветеранов труда» и Закон Чувашской Республики «О ветеранах труда Чувашской Республики», но и приняты ряд других решений.
Открывая заседание, Глава Чувашии Михаил Игнатьев подчеркнул, что изменение пенсионного законодательства является одной из самых важных тем в обществе. «Вопросы пенсионного обеспечения касаются каждого человека. И оценивая этот законопроект применительно к себе, многие люди стали серьезно задумываться о будущей пенсии. Одна из наших задач – формировать отрицательное отношение к «серому» трудоустройству. Работать, соблюдая трудовое законодательство, выгодно и должно быть престижно. Меры поддержки, которые предусмотрены в бюджете, распространяются на тех, кто трудится легально», – отметил руководитель региона.
Он обозначил, что Правительству и Госсовету Чувашии необходимо в максимально короткие сроки принять изменения в региональном законодательстве, привести положения всех нормативных документов в соответствии с озвученными Президентом РФ предложениями.
Михаил Игнатьев напомнил, что различные социальные выплаты в Чувашии получают более 205 тысяч граждан пенсионного возраста по 14 направлениям социальной поддержки. Предложения по смягчению изменений пенсионного законодательства затронут более 60 тысяч жителей республики. Дополнительные расходы бюджета Пенсионного фонда и бюджета Российской Федерации на 3 года расчетно оцениваются в объеме 11,7 млрд рублей.
Отмечено, что меры социальной поддержки граждан, в том числе отмеченные Президентом страны Владимиром Путиным в отношении пожилых людей, в республике реализуются и будут полностью сохранены до окончания переходного периода.
Председатель Государственного Совета Чувашской Республики Валерий Филимонов проинформировал о проводимой работе по приведению законодательства республики в соответствие с предложениями Президента России. Он отметил, что часть поправок, поддержанных и озвученных Владимиром Путным, была предложена партией «Единая Россия». В частности, это меры, направленные на сохранение региональных льгот гражданам, достигшим возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, а также на обеспечение гарантий лицам предпенсионного возраста.
«Глава государства поставил перед субъектами Российской Федерации задачу принять решения о сохранении региональных льгот ещё до вступления в силу нового закона по пенсионному обеспечению», – обозначил Валерий Филимонов.
Он сообщил, что депутатами Госсовета, входящими во фракцию «Единая Россия», проведен анализ соответствующего республиканского законодательства в части предоставления региональных льгот. В результате подготовлен проект закона, который предусматривает внесение изменений в Закон Чувашской Республики «О социальной поддержке тружеников тыла военных лет и ветеранов труда» и Закон Чувашской Республики «О ветеранах труда Чувашской Республики».
В ходе заседания члены Кабинета Министров одобрили данный проект закона.
Подробно о предполагаемых изменениях законодательства Чувашской Республики рассказал министр труда и социальной защиты Сергей Димитриев. Он отметил, что Кабинетом Министров Чувашской Республики утвержден План мероприятий по обеспечению соблюдения трудовых прав и социальных гарантий граждан предпенсионного возраста на 2018-2021 годы.
Напомним, что на переходный период предлагается считать предпенсионным возрастом пять лет до наступления срока выхода на пенсию.
«Пакет мер» Минтруда Чувашии для сохранения на рынке труда стабильной ситуации, связанной с работниками старших возрастов, включает в себя полный перечень государственных услуг по содействию занятости населения.
Работники предпенсионного возраста также смогут пройти переподготовку или повысить квалификацию с целью сохранения занятости на своём предприятии и повышения конкурентоспособности на рынке труда. «В этом направлении предполагается финансирование из федерального бюджета. По прогнозу, в Чувашской Республике будет ежегодно обучено не менее 400 работников предприятий», – сообщил руководитель Минтруда Чувашии.
Прогнозируется, что пособие по безработице в сумме 11 280 рублей будут ежемесячно получать около 300 безработных граждан предпенсионного возраста, что составит около 10% от общего количества безработных, получающих пособие. На сегодняшний день максимальный размер пособия составляет 4900 рублей. «Дополнительная потребность, мы заявили уже в федеральный бюджет, составит около 33,3 млн рублей», – сообщил министр.
В целях сохранения на переходный период федеральных и региональных льгот, действующих на 31 декабря 2018 года, в кратчайшие сроки предполагается внести изменения в ряд законов Чувашской Республики и постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики.
«Дополнительно к этим вопросам мы ещё будем возвращаться в связи с принятием на федеральном уровне нормативных правовых актов, которые регулируют предоставление мер социальной поддержки гражданам предпенсионного возраста», – заключил Сергей Димитриев.
Министр юстиции и имущественных отношений Чувашии Наталья Тимофеева сообщила, что законопроект, касающийся изменений пенсионного законодательства и предложенный региональным отделением партии «Единая Россия», доработан, обеспечена юридическая чистота документа, в связи с чем его можно рассматривать в установленном порядке.
Общая сумма, направленная на поддержку пожилых граждан в текущем году, составит 2,35 млрд рублей.
«В 2019 году республиканским бюджетом Чувашской Республики на реализацию данных мер планируется направить 2,4 млрд рублей. В случае необходимости данная сумма будет пересмотрена в сторону увеличения», – отметила заместитель Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики – министр финансов Светлана Енилина. Она проинформировала и о действующих налоговых льготах для лиц пенсионного возраста.
Председатель Кабинета Министров Чувашской Республики Иван Моторин заключил, что в целом Правительство республики поддерживает представленные изменения в региональное законодательство. До 6 сентября профильными ведомствами будет сделано финансово-экономическое обоснование представленных изменений, которое в установленном порядке будет направлено в соответствующий комитет Госсовета Чувашии.
В рамках заседания также были рассмотрены два постановления, разработанные Минтрудом Чувашии в целях совершенствования предоставления мер социальной поддержки. Одно из них предусматривает предоставление реабилитированным лицам права на установку квартирного телефона независимо от признания их инвалидами или получения ими пенсии. Другим нормативным актом обеспечено сохранение льготного проезда в общественном транспорте для отдельных категорий граждан, включая ветеранов труда, до завершения преобразований в пенсионной системе.
По завершении заседания Кабинета Министров Чувашской Республики состоялось заседание Комитета Государственного Совета Чувашской Республики по социальной политике и национальным вопросам.
Комитетом Госсовета Чувашии по социальной политике и национальным вопросам принято решение о создании рабочей группы по рассмотрению указанного проекта закона Чувашской Республики. Учитывая важность представленного проекта закона, а также необходимость выполнения поручения Президента страны, рассмотреть законопроект планируется на заседании Комитета уже 6 сентября 2018 года с последующим внесением его на очередную сессию республиканского парламента,- излагает происходившее в своем официальном повествовании пресс-служба главы Чувашии.
Интересно, что республиканская прокуратура более точно, нежели пресс-служба главы Чувашии, называет принятые на заседании документы – там приняты, согласно повествованию прокуратуры Чувашии, «постановления Кабинета Министров Чувашской Республики «О внесении изменения в постановление Кабинета Министров Чувашской Республик от 29 декабря 2010 г. № 548», которое распространило положения об оказании мер социальной поддержки в виде бесплатной установки телефона на всех реабилитированных лиц вне зависимости от признания их инвалидами или пенсионерами, а также «О внесении изменения в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 декабря 2016 г. № 596», положения которого направлены на сохранение гарантий для лиц предпенсионного возраста с учетом планируемых преобразований в пенсионной системе Российской Федерации».
Но в официальных повествованиях пресс-службы главы Чувашии и прокуратуры Чувашии ни слова не говорится о каких-либо возражениях с чьей-либо стороны.
Между тем, даже и в ходе данного мероприятия с по-своему интересным форматом не все прошло гладко. Прозвучали, к примеру, и вопрос от того же зампредседателя комитета Госсовета Чувашии по соцполитике Григория Данилова по поводу целесообразности чрезмерной торопливости, ведь законопроект-то Госдумой РФ пока принят лишь в первом чтении, и многое в законе еще может поменяться, и слова о коррупции депутатов-справороссов Игоря Молякова и Сергея Семенова.
В Чувашии по факту далеко не все согласны с самой пенсионной реформой, и время от времени ее противники проводят свои протестные акции.
Хотя их пока по факту опережает марш-бросок властей.
Напомним о некоторых из протестных акций.
ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ: ПИКЕТ ВО ВРЕМЯ МАТЧА РОССИЯ-ИСПАНИЯ
Полиция в ходе той акции вела себя вполне демократично, и вопреки опасениям оппозиционера на него не был составлен протокол об административном правонарушении.
С МУЗЕЙНОЙ ТАЧАНКИ
На протяжении часа, с 17.30 до 18.30 17 июля 2018 года, депутаты - с музейной тачанки – призывали граждан проявить активность и выразить свой гражданский протест, чтобы не допустить принятия законопроекта. «Еще до сентября, до того как закон окажется на подписи у президента РФ, нужно собрать как можно больше подписей под обращением против повышения пенсионного возраста, за проведение референдума по этому вопросу, касающегося буквально каждого гражданина страны. Мы должны вернуть в реальную жизнь прописанную в Конституции РФ норму о том, что наша страна – социальное государство,- говорили с тачанки депутаты.
Их слова, произносимые вживую, без микрофона и какой-либо аппаратуры, находили отклик у пришедших к депутатам граждан, они интересовались, где можно получить бланки за референдум и поставить свои подписи против пенсионной реформы.
КПРФ В ЧУВАШИИ СОБИРАЛА ПОДПИСИ ЗА РЕФЕРЕНДУМ
3. 29 июля 2018 года. КПРФ в Чувашии также не стояла в стороне от ситуации с пенсионной реформой – чувашские коммунисты, набиравшие подписи под проведение референдума по вопросу повышения пенсионного возраста, в последние выходные в конце июля 2018 года организовали митинги и встречи с избирателями в нескольких городах и райцентрах - Канаше, Алатыре, Шумерле, Новочебоксарске, Мариинском Посаде, Красноармейске, Кугесях, Ишлеях (в столице Чувашии – городе Чебоксары - Чувашский реском КПРФ провел акцию за неделю до этого). По данным Чувашского рескома КПРФ, в акциях приняли участие в общей сложности более 5 тыс. граждан. В рескоме сообщили, что на сегодняшний день собрали уже более 32 тыс. подписей в поддержку проведения референдума о пенсионной реформе.
КОММУНИСТОВ С РЕФЕРЕНДУМОМ ОПЕРЕДИЛИ
17 августа 2018 года исполнительный директор Совета муниципальных образований Чувашии Станислав Николаев вместе с неизвестным ранее республиканской общественности горожанином Чебоксар Анатолием Кравченко в качестве уполномоченных подали в ЦИК Чувашии официальное письменное ходатайство о регистрации Чувашской республиканской региональной подгруппы инициативной группы по проведению референдума, на который они выносили вопрос так называемой вологодской группы: «Вы за то, чтобы установленный законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении по состоянию на 1 июля 2018 года возраст, по достижении которого граждане Российской Федерации получают право на назначение пенсии по старости, не повышался?». Собрание участников референдума группы Николаева, согласно его протоколу, состоялось 15 августа 2018 года в здании Чувашской национальной библиотеки в Чебоксарах под председательством Станислава Николаева, секретарем собрания на котором была экс-заместитель главы администрации Московского района Чебоксар Нина Глотова, курировавшая в муниципалитете выборы. Участниками собрания являлись работники бюджетной сферы из всех районов Чувашии. По итогам собрания, согласно протоколу, «за» проголосовали 119 человек.
После регистрации группы Николаева республиканский Центризбирком известил Чувашский реском КПРФ о принятом решении о регистрации региональной подгруппы инициативной группы по проведению референдума Станислава Николаева, указав чувашским коммунистам, что в случае их обращения о регистрации своей региональной подгруппы инициативной группы им будет отказано в регистрации – из-за схожести выносимого вопроса на референдум и только одна группа в соответствии с законодательством может быть зарегистрирована в субъекте федерации.
Коммунисты планировали провести собрание участников референдума 22 августа 2018 года.
На тот момент Чувашский реском КПРФ собрал 42 тысячи подписей граждан за референдум против пенсионной реформы (по сообщению штаба чувашских коммунистов).
В полдень 29 августа 2018 года президент РФ Владимир Путин выступил со специальным телеобращением к гражданам России по законопроекту об изменениях в пенсионной системе.
29 АВГУСТА – ТЕЛЕОБРАЩЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РФ ВЛАДИМИРА ПУТИНА
В полдень 29 августа 2018 года президент РФ Владимир Путин выступил со специальным телеобращением к гражданам России по законопроекту об изменениях в пенсионной системе.
Вот что, собственно, сказал Владимир Путин, согласно официальному тексту:
16 июня 2018 года Правительство внесло в Государственную Думу законопроект об изменениях в пенсионной системе. 19 июля он был принят парламентом страны в первом чтении. Его главная, основная задача – обеспечить устойчивость и финансовую стабильность пенсионной системы на долгие годы вперёд. А значит, не только сохранение, но и рост доходов, пенсий нынешних и будущих пенсионеров.
Именно для достижения этих целей законопроектом наряду с другими мерами предусматривается постепенное повышение пенсионного возраста. Понимаю, насколько важны, значимы эти вопросы для миллионов людей, для каждого человека. Поэтому обращаюсь к вам напрямую, чтобы подробно рассказать обо всех аспектах изменений, предлагаемых Правительством, обозначить свою позицию и поделиться с вами своими предложениями, которые считаю принципиальными.
Прежде всего напомню, что дискуссия о необходимости повышения пенсионного возраста началась не вдруг, не сегодня. Об этом говорили и в советский период, и в 90‑е годы. Но решения не принимались, по тем или иным причинам откладывались.
В начале двухтысячных годов и члены Правительства России, и многие представители экспертного сообщества вновь настойчиво стали ставить вопрос о пенсионной реформе и повышении пенсионного возраста.
Объективные предпосылки для этого существовали. Было очевидно, что на рубеже 2020‑х годов мы неизбежно столкнёмся с серьёзными демографическими проблемами. Чем они вызваны?
Каждые 25–27 лет во взрослую жизнь, когда можно создавать семьи, заводить и растить детей, у нас вступает гораздо меньшее число граждан, чем могло и должно было бы. Так происходит в результате тяжелейших демографических потерь во время Великой Отечественной войны. А это не только прямые потери, но и миллионы не родившихся в военные годы.
И сейчас именно это, крайне малочисленное, поколение родившихся в 90‑е входит в трудоспособный возраст. В связи с этим ещё больше возрастает нагрузка и на пенсионную систему, ведь она у нас построена в основном на солидарном принципе. То есть пенсионные взносы людей, работающих сегодня, идут на выплаты нынешним пенсионерам, поколению наших родителей. А они, в свою очередь, пока работали, направляли взносы, чтобы выплачивать пенсии поколению наших дедов.
Вывод понятен: сокращается трудоспособное население – автоматически снижаются возможности для выплаты и индексации пенсий. А значит, необходимы изменения.
Но тогда, в 2000‑х, я был против них. Говорил об этом и на закрытых совещаниях, и публично. Например, в 2005 году на одной из «Прямых линий» прямо сказал, что до окончания срока моих президентских полномочий подобных изменений не будет.
В 2008 году, когда я оставил пост Президента России, базовые положения пенсионной системы полностью сохранялись. И сейчас считаю, что на тот момент времени такая позиция с экономической точки зрения была обоснованной, а с социальной – абсолютно оправданной и справедливой. Убеждён, повышать пенсионный возраст в начале и середине 2000‑х было категорически нельзя.
Напомню, как в тот период жила страна. Это ещё не окрепшая экономика с весьма скромными показателями валового внутреннего продукта и крайне низкими заработными платами. Это высокий уровень безработицы и инфляции. За чертой бедности находилась практически четверть граждан страны. Продолжительность жизни едва превышала 65 лет.
Если бы в тех социально-экономических условиях мы начали повышать пенсионный возраст, и за этот счёт, как планируем сейчас, увеличивать пенсии, то к чему бы это тогда привело? Многие семьи, особенно в малых городах и сельской местности, лишились бы основного, а иногда и единственного источника дохода. При высоком уровне безработицы и работы бы не было, и на пенсию нельзя было бы выйти. А всю возможную прибавку к пенсии просто «съела» бы высокая инфляция, и в итоге число бедных стало бы ещё больше.
Надо было сначала преодолеть последствия шоков 90‑х, обеспечить экономический рост и решать острейшие социальные проблемы.
Что же изменилось за прошедшие годы? Мы не тратили времени зря. Мы, мы все – граждане, власть, страна – работали.
Как только нам удалось сформировать необходимые финансовые ресурсы, мы направили их на социальное развитие, на сбережение нашего народа. Начали реализацию долгосрочных демографических мер, включая программу материнского капитала. И это дало хорошие результаты, частично компенсировав демографические провалы прошлых десятилетий. Мы преодолели серьёзные трудности в экономике и с 2016 года вновь вышли на стабильный экономический рост. Сейчас уровень безработицы в России самый низкий начиная с 1991 года.
Знаю, что все мы не очень‑то привыкли доверять статистике. Мы делаем выводы, как правило, из того, что сами видим в реальной жизни, вокруг себя. Кто‑то действительно проживает долгую жизнь, а кто‑то из наших близких, знакомых, к несчастью, уходит совсем рано. Но здесь речь идёт именно об объективной оценке темпов роста продолжительности жизни в России, подтверждённой экспертами Организации Объединённых Наций.
Мы поставили перед собой цель выйти к концу следующего десятилетия на продолжительность жизни более 80 лет. И будем делать всё, чтобы люди в нашей стране жили долго, были здоровыми.
Дорогие друзья!
Всё, о чём я только что сказал, – объективный, но всё же достаточно сухой анализ ситуации, что, безусловно, важно. Но не менее важно чувствовать и учитывать, что за предлагаемыми изменениями стоят жизненные интересы, планы сотен тысяч, миллионов людей. Кто‑то уже думает уйти на заслуженный отдых, посвятить больше времени семье, детям, внукам. Кто‑то планирует продолжать трудиться и рассчитывает на пенсию как на дополнительное подспорье. И имеет на это право, конечно. И вдруг такие перспективы отдаляются.
Смириться с низкими доходами пенсионеров и ждать, когда пенсионная система затрещит и окончательно развалится? Переложить непопулярные, но необходимые решения на плечи следующего поколения или, понимая, что ждёт страну через 15–20 лет, учитывая реальную ситуацию, действовать?
Повторю, изменения в пенсионной системе, тем более связанные с повышением возраста выхода на пенсию, волнуют, тревожат людей. И естественно, что все политические силы, прежде всего, конечно, оппозиционные, будут использовать эту ситуацию для саморекламы и укрепления своих позиций. Это неизбежные издержки политического процесса в любом демократическом обществе. Тем не менее я просил Правительство самым серьёзным образом изучить и использовать все прозвучавшие конструктивные предложения, в том числе и от оппозиции.
Что касается нынешней, действующей власти, самое лёгкое, самое простое для неё сегодня – вообще ничего не менять. Сейчас, несмотря на известные сложности, российская экономика чувствует себя уверенно. В бюджете есть ресурсы для пополнения Пенсионного фонда. Мы как минимум ближайшие 7–10 лет сможем продолжать индексировать пенсии в установленные сроки.
Но ведь мы знаем, что постепенно наступит время, когда для индексации пенсий у государства не будет хватать средств. А затем и сама регулярная выплата пенсий может стать проблемой, как это уже и было в 90‑е.
Смотрите, ещё в 2005 году соотношение работающих граждан, за которых регулярно выплачиваются взносы в Пенсионный фонд, и граждан, получающих страховую пенсию по старости, у нас составляло почти 1,7:1. А в 2019‑м оно составит уже 1,2:1. То есть практически 1:1. И если не предпринимать никаких мер, то мы не сможем сохранить доходы пенсионной системы. А значит, и доходы сегодняшних и будущих пенсионеров. Напротив, они будут неизбежно обесцениваться, снижаться относительно уровня зарплат.
А куда их снижать‑то? Пенсии и так сегодня довольно скромные, несоизмеримые тому вкладу, который внесли старшие поколения в развитие страны. Мы перед ними в огромном долгу.
Предложенные изменения в пенсионной системе позволят не просто сохранить уровень доходов пенсионеров, но главное – обеспечить их устойчивый, опережающий рост.
Уже в 2019 году индексация пенсий по старости составит порядка 7 процентов, что в два раза выше прогнозируемой инфляции на конец 2018 года. В целом в предстоящие шесть лет мы сможем ежегодно увеличивать пенсию по старости для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей. В результате это даст возможность в 2024 году выйти на средний уровень пенсий для неработающих пенсионеров в 20 тысяч рублей в месяц – сейчас, напомню, это 14 144 рубля. В дальнейшем, уже за горизонтом 2024 года, изменения в пенсионной системе позволят сформировать прочную основу для стабильного ежегодного увеличения страховых пенсий выше инфляции.
Обращаю внимание, механизм ежегодного увеличения пенсий должен быть заложен в законопроект по изменениям пенсионной системы. Это нужно сделать уже к его второму чтению в Государственной Думе.
Уважаемые друзья!
Естественно, возникает вопрос: рассматривало ли Правительство какие‑то другие варианты, другие резервы для обеспечения устойчивости пенсионной системы без повышения пенсионного возраста? Конечно, да. Конечно, рассматривало.
По моему поручению Правительство вплоть до последнего времени проводило эту работу. Все возможные альтернативные сценарии были тщательно изучены и просчитаны. Оказалось, что, по сути, ничего кардинально они не решают. В лучшем случае просто латают дыры. Или, того хуже, несут разрушительные последствия для экономики страны в целом.
Ну посмотрите, вроде бы эффективная, кажущаяся справедливой мера – введение прогрессивной шкалы подоходного налога. По оценкам Минфина, применение повышенной ставки налога, к примеру, в 20 процентов к высоким доходам, может дать, и то не наверняка, порядка 75–120 миллиардов рублей в год. Этих средств в лучшем случае хватит на шесть дней. Потому что ежедневная, я хочу это подчеркнуть, ежедневная потребность на выплату пенсий в России составляет 20 миллиардов рублей.
Другой вариант – продать часть госсобствености, например, как некоторые предлагают, все здания Пенсионного фонда, включая его региональные отделения. Конечно, согласен, они слишком размахнулись со своими апартаментами. Людей это раздражает. И я это также поддерживаю. По оценкам, общая стоимость этих объектов – 120 миллиардов рублей. Но даже если мы все их продадим, а деньги направим на пенсии, сможем выплачивать их также порядка шести дней. Это тоже не выход.
Или предлагается обложить дополнительными налогами нефтегазовые компании, топливно-энергетический комплекс. Могу вам сказать: всего того, что мы таким образом сможем собрать, хватит, чтобы выплачивать пенсии максимум пару месяцев. Более того, так мы поставим выплату пенсий, всю пенсионную систему страны в крайне уязвимое положение, в зависимость от перепада цен на мировых рынках углеводородов.
Может быть, активнее использовать средства резервных фондов, которые пополняются за счет доходов от нефти и газа? Да, можно какое‑то время и это. А если завтра, как я уже сказал, цены на эти товары упадут, что вполне возможно и уже не раз было, что тогда? Резервы будут исчерпаны мгновенно, в течение нескольких месяцев. Жизнь людей, их пенсии, доходы на годы вперёд не могут и не должны зависеть от цены на нефть, которая меняется каждый день.
Может быть, следует продолжить наращивать финансирование Пенсионного фонда? За счёт федерального бюджета покрывать его дефицит? Уже говорил, что для этого пока есть ресурсы. Они действительно есть. Но посмотрите, какая здесь складывается картина в целом.
В текущем году на эти цели мы выделяем из бюджета 3,3 триллиона рублей, из них 1,8 триллиона рублей непосредственно на обеспечение выплаты страховых пенсий. Если предположить, что мы хотим достичь поставленной цели, выйти на среднюю пенсию в 20 тысяч рублей, ничего при этом не меняя, то дефицит Пенсионного фонда увеличился бы в полтора раза, до 5 триллионов рублей. Для сравнения, это больше, чем все расходы на национальную оборону и безопасность страны.
Выбрав такое решение, мы рано или поздно разрушим наши финансы, будем вынуждены залезать в долги или печатать ничем не обеспеченные деньги со всеми вытекающими последствиями: гиперинфляцией и ростом бедности. Не имея ресурсов, не сможем обеспечить надёжную безопасность страны. Не сможем решать самые насущные задачи: развивать образование и здравоохранение, поддерживать семьи с детьми, строить дороги и инфраструктуру, повышать качество жизни людей. Будем обречены на экономическое, технологическое отставание от других государств.
Поэтому наше бездействие сейчас или принятие временных «косметических» мер было бы безответственно и нечестно по отношению и к стране, и к нашим детям.
Повторю, на протяжении многих лет я очень осторожно, а подчас даже с недоверием относился к любым предложениям по изменению пенсионной системы. Порой весьма резко реагировал на эти идеи. Однако тенденции, сложившиеся сейчас в сфере демографического развития и на рынке труда, объективный анализ ситуации показывают, что тянуть дальше нельзя. Но наши решения должны быть справедливыми, взвешенными, обязательно учитывающими интересы людей.
В этой связи предлагаю ряд мер, которые позволят максимально смягчить принимаемые решения.
Первое. В проекте закона предлагается увеличить пенсионный возраст для женщин на 8 лет – до 63 лет, тогда как для мужчин он повышается на пять лет. Так не пойдёт, конечно. Это неправильно. И в нашей стране отношение к женщинам особое, бережное. Мы понимаем, что они не только трудятся по основному месту работы, на них, как правило, весь дом, забота о семье, воспитание детей, хлопоты о внуках. Пенсионный возраст для женщин не должен повышаться больше, чем для мужчин. Поэтому считаю необходимым уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с 8 до 5 лет.
Далее: мы должны предусмотреть право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей. То есть если у женщины трое детей, то она сможет выйти на пенсию на три года раньше срока. Если четверо детей – на четыре года раньше. А для женщин, у которых пять и более детей, всё должно остаться как сейчас, они смогут выходить на пенсию в 50 лет.
Второе: как уже говорилось, пенсионный возраст предполагается повышать постепенно. Чтобы люди могли адаптироваться к новой жизненной ситуации, выстроить свои планы. Но хорошо понимаю, что сложнее всего придётся тем, кто первым столкнётся с повышением пенсионного возраста. Уже совсем скоро. И мы должны это учитывать.
В этой связи предлагаю для граждан, которым предстояло выходить на пенсию по старому законодательству в ближайшие два года, установить особую льготу – право оформить пенсию на шесть месяцев раньше нового пенсионного возраста. Для примера, человек, который по новому пенсионному возрасту должен будет уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 года. То есть, повторю, на 6 месяцев раньше.
Третье: что заботит и даже, сказал бы, пугает людей предпенсионного возраста? Они опасаются столкнуться с риском потери работы. С тем, что могут остаться и без пенсии, и без зарплаты. Ведь после пятидесяти работу действительно сложно найти.
В этой связи мы должны предусмотреть дополнительные гарантии, которые защитят интересы граждан старших возрастов на рынке труда. Поэтому на переходный период предлагаю считать предпенсионным возрастом пять лет до наступления срока выхода на пенсию. Повторю, здесь нужен целый пакет мер. Так, считаю необходимым установить для работодателей административную и даже уголовную ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приёме на работу граждан по причине их возраста. Соответствующие изменения в законодательство нужно внести одновременно с принятием законопроекта о повышении пенсионного возраста.
Естественно, было бы неправильно и несправедливо руководствоваться здесь только административными мерами. Поэтому поручаю Правительству предложить реальные стимулы для бизнеса, чтобы работодатели были заинтересованы принимать и сохранять на работе граждан предпенсионного возраста.
Что здесь хотел бы добавить? Люди старших возрастов, как правило, обладают хорошим профессиональным опытом. Это, как правило, надёжные, дисциплинированные сотрудники. Они способны принести большую пользу своим предприятиям и компаниям. При этом важно, чтобы они, так же как и более молодые работники, при желании могли пройти необходимое переобучение, получить новые навыки, повысить свою квалификацию.
В этой связи поручаю Правительству утвердить для граждан предпенсионного возраста специальную программу по повышению квалификации. Она должна заработать как можно раньше и финансироваться из федерального бюджета.
А если человек предпенсионного возраста решил уволиться сам, добровольно и пока не нашёл новую работу, то и в этом случае мы должны укрепить его социальные гарантии. В этой связи предлагается увеличить максимальный размер пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста более чем в два раза – с 4900 рублей, как сейчас, до 11 280 рублей с 1 января 2019 года – и установить период такой выплаты в один год.
И, наконец, необходимо также закрепить обязанность работодателя ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением зарплаты.
Четвёртое: при проведении изменений нельзя действовать по шаблону. Что называется, просто чохом. Мы должны учесть особые условия жизни и труда людей.
Мы уже предусмотрели сохранение льгот для шахтёров, работников горячих цехов, химических производств, чернобыльцев, ряда других категорий.
Считаю, что нужно сохранить действующие условия назначения пенсий и для коренных малочисленных народов Севера.
Мы должны поддержать и жителей села. Уже неоднократно обсуждалось и даже принималось решение о необходимости 25‑процентной надбавки к фиксированной выплате страховой пенсии для неработающих пенсионеров, живущих на селе, у которых не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве. Но вступление этого решения в силу откладывалось. Предлагаю начать эти выплаты уже с 1 января 2019 года.
Пятое: считаю, что у тех, кто начал рано работать, должна быть возможность выйти на пенсию не только по возрасту, но и с учётом заработанного стажа.
Сейчас в законопроекте устанавливается, что стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию, составляет 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин. Предлагаю на три года уменьшить стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию: для женщин до 37 лет, а для мужчин до 42‑х.
Шестое: считаю принципиальным сохранить на переходный период, до завершения преобразований в пенсионной системе, все федеральные льготы, действующие на 31 декабря 2018 года. Имею в виду льготы по налогам на недвижимость и землю.
Да, эти льготы у нас традиционно предоставлялись только с выходом на пенсию. Но в данном случае, когда в пенсионной системе предстоят изменения, а люди рассчитывали на эти льготы, мы обязаны сделать для них исключение, предоставлять льготы не в связи с выходом на пенсию, а при достижении соответствующего возраста. То есть, как и прежде, льготами смогут воспользоваться женщины при достижении 55 лет и мужчины с 60 лет. Таким образом, ещё до выхода на пенсию они уже не будут платить налог за свой дом, квартиру, садовый участок.
Знаю, что представители партии «Единая Россия» в региональных законодательных собраниях и руководители субъектов Федерации выступали с инициативами сохранить и все действующие региональные льготы. Это очень важные для людей вещи. Такие, как бесплатный проезд на общественном транспорте, льготы по ЖКХ, при капитальном ремонте и газификации, льготы на приобретение лекарств и ряд других. Поддерживаю, безусловно, этот подход. И рассчитываю, что все необходимые решения будут приняты в регионах ещё до вступления в силу нового закона по пенсионному обеспечению.
Дорогие друзья!
В долгосрочной перспективе, если мы сейчас проявим нерешительность, это может поставить под угрозу стабильность общества, а значит, и безопасность страны.
Мы должны развиваться. Должны преодолеть бедность, обеспечить достойную жизнь для людей старшего поколения, и сегодняшних, и будущих пенсионеров.
Предложения, о которых сегодня говорил, будут оформлены в качестве поправок и в кратчайшие сроки внесены в Государственную Думу.
Дорогие друзья!
Я предельно объективно, подробно и абсолютно искренне доложил вам о сегодняшнем состоянии и о предложениях по устойчивому развитию пенсионной системы в нашей стране. Ещё раз подчеркну, нам предстоит принять трудное, непростое, но необходимое решение.
Прошу вас отнестись к этому с пониманием».
КПРФ В ЧЕБОКСАРАХ ТРЕБОВАЛА ОТСТАВКИ МЕДВЕДЕВА ВМЕСТЕ С ОТКРЫТОЙ РОССИИ И ЯБЛОКОМ
В Чебоксарах на полуторачасовой митинг днем у памятника Василию Чапаеву в одноименном сквере пришли более 500 человек.
Собравшиеся держали в руках плакаты с надписями «В гробу мы увидим эту пенсию», «Нищий пенсионер – позор государства!». У подножия памятника Василию Чапаеву организаторы развернули транспарант «Они голосовали за повышение пенсионного возраста» с фотографиями депутатов-единороссов Госдумы РФ от Чувашии Николая Малова, Леонида Черкесова, Алены Аршиновой, а также председателя Госсовета Чувашии Валерия Филимонова и главы Чувашии Михаила Игнатьева. На каждом из этих фото стояла надпись: «Позорный полк».
Валентин Шурчанов заявил, что только народ на референдуме должен решать вопросы о пенсиях граждан.
Депутат Госсовета Чувашии от КПРФ Александр Андреев заявил, что с момента прихода Владимира Путина к власти в 2000-м году в десять раз возросло количество олигархов, которые контролируют «75 процентов народного достояния». Он призвал отправить в отставку правительство Дмитрия Медведева.
Резолюцию с требованиями проведения референдума и отставки российского правительства участники митинга приняли единогласно.
Завершился митинг традиционно – «Интернационалом».
Очередное протестное мероприятие несогласных с пенсионной реформой в Чувашии намечено на 9 сентября 2018 года – в этот день чебоксарский штаб Алексея Навального проведет разрешенный властями митинг у чебоксарского ДК им. Хузангая.
Организаторы заявили 1 тысячу участников.