Чего нет и что имеется в плане спасения

Чего нет и что имеется в плане спасения
Некоторые СМИ пытаются проанализировать новый правительственный план спасения экономики РФ, который обойдется в 2,3 трлн рублей
Спасательная сумма фигурирует - отнюдь не маленькая, вопрос в том – откуда и за счет кого деньги на реализацию плана найдутся. В плане предусматриваются некоторые новации, повествуется, к примеру, что к мерам правительственной поддержки могут получить доступ порядка 8 тысяч так называемых малых предприятий – за счет, как разъясняется, снижения порога «для признания компаний малыми и микропредприятиями», «расширения потолка по выручке».
«Правительство обнародовало план первоочередных мер по борьбе с кризисом ценой в 2,3 трлн руб. В документ не вошел ряд мер по стимулированию бизнеса, который предложило Минэкономразвития

Цена вопроса

На спасение экономики придется потратить до 2332,2 млрд руб., следует из плана. Цифры эти не окончательные – объемы бюджетных ассигнований должны быть уточнены до 29 января. К этой же дате Минфин должен представить предложения, откуда взять деньги на реализацию мер в первом квартале 2015 года.
Во вторник министр финансов Антон Силуанов сообщил РБК, что из бюджета на план потребуется не больше, чем заложено в антикризисном фонде правительства. Сейчас в нем 170 млрд руб. Однако источники РБК в правительстве уточняли, что эта сумма не окончательная – такого объема средств хватит только на первые несколько месяцев.
Действительно, на реализацию обнародованного плана только из бюджета придется потратить 392,2 млрд руб. Недостающая сумма будет найдена в процессе корректировки бюджета на 2015 год, которая должна завершиться до марта. Правительство ранее довело до бюджетополучателей на 10% меньше средств, чем запланировано в бюджете. Это около 900 млрд руб., говорил федеральный чиновник.
Сэкономленная сумма как раз и будет использована на антикризисный план. Выпадающие доходы бюджета будут впоследствии компенсированы из Резервного фонда. Согласно закону о бюджете на 2015–2017 годы, Минфин может взять из него до 500 млрд руб. Антон Силуанов говорил в начале января, что окончательная сумма может быть больше.
Из Фонда национального благосостояния будет потрачено 550 млрд руб., рассказывали ранее чиновники правительства. В опубликованном плане эта сумма сохраняется неизменной. Также подтверждены бюджетные ассигнования регионам на обеспечение стабильности в размере 160 млрд руб. Всего на 2,5 млрд руб. – до 230 млрд – сократилась оценка требуемых на план госгарантий.
«Мы предусматриваем меры внутреннего перераспределения расходов федерального бюджета», – рассказал Силуанов в среду, выступая перед членами Совета Федерации. По его словам, за счет решения по оптимизации части расходов на 10% будут увеличены пенсии на 188 млрд руб. (по фактической инфляции). Будут увеличены дотации Пенсионному фонду в связи с уменьшением доходной базы ПФР, а также проиндексирован целый ряд расходов.
«Кроме того, предлагается сконцентрировать инвестиционные расходы, исходя из таких принципов: те стройки, которые подлежат вводу в 2015 году, обеспечить финансированием в полном объеме, все те переходящие стройки, которые завершаются в последующие годы, пересмотреть в точечном порядке, исходя из подходов финансирования на 50%. Все новые стройки пока отложить», – заявил министр.
Исключение Силуанов предложил сделать только в отношении новых строек Крыма и Севастополя. Такой подход предлагается применить при анализе адресной инвестиционной программы уже в уточненном бюджете 2015 года.

Что есть в плане

Большинство денежных мер, которые обсуждались правительством в последние две недели, в плане сохранились. С 1 февраля на индексацию пенсий будет потрачено дополнительно 188 млрд руб. – это крупнейшая статья дополнительных расходов, которую предполагается финансировать из федерального бюджета.
На сельское хозяйство потратят до 50 млрд руб. О мерах поддержки отрасли премьер Дмитрий Медведев заявил накануне. Также будет выделено 52,2 млрд руб. на первоочередные меры по стабилизации ситуации на рынке труда. Минтруд предупреждал ранее, что официальная безработица может вырасти в 2015 году в полтора раза.
Часть мер касается поддержки отдельных отраслей промышленности. На софинансирование закупок регионами техники для ЖКХ потратят 3 млрд руб., на утилизацию – более 10 млрд, на субсидирование скидки на отечественную сельхозтехнику – 2 млрд, «Росагролизинг» получит еще 2 млрд.
Одно из самых приятных для бизнеса предложений заключалось в увеличении критериев для отнесения к малому бизнесу. Предприятия, которые считаются крупными, смогут перейти в категорию средних, средние – стать малыми, малые – микропредприятиями. Это позволит бизнесу претендовать на более широкие льготы, чем раньше. В окончательном варианте плана порог для признания компаний малыми и микропредприятиями был снижен. «За счет расширения потолка по выручке в рамках антикризисного плана дополнительно 7,5–8 тыс. малых предприятий получат доступ к мерам поддержки», – пояснил в среду журналистам замминистра экономического развития Олег Фомичев.

Чего в плане не осталось

Главная потеря антикризисного плана – комплекс мер нефискального стимулирования бизнеса, который был предложен Минэкономразвития. Два источника РБК в правительстве рассказывали, что выпадающие доходы региональных и муниципальных бюджетов составили бы в таком случае около 230 млрд руб. Но одновременно издержки бизнеса сократились бы на 1327 млрд руб.
В частности, из плана исчезло предложение по сокращению числа проверочных мероприятий бизнеса. Предлагалось снизить число внеплановых проверок на 30% в 2015 году по сравнению с 2014 годом, а также сократить перечень оснований для их проведения. Нет в плане и предложения по введению моратория на проведение всех внеплановых проверок по объектам, не отнесенным к высокому риску.
Пока не будет и отсрочки на два года вступления в силу требований в области транспортной безопасности. Оценка дополнительной нагрузки на бизнес от введения этих требований составляла 1,16 трлн руб. Нет упоминания и о переносе на год обязанности по уплате экологического сбора за утилизацию отходов производства. Минэкономразвития предупреждало, что соответствующий закон был принят со значительным числом недоработок, рассказывал чиновник правительства, ссылаясь на обоснование в предварительной версии плана.
Нет в плане и ряда других мер по поддержке малого бизнеса. Например, Минэкономразвития не удалось включить в документ предложение по перенесению на 2017 год введения торгового сбора, который планируется установить в Москве и против которого выступали представители малого бизнеса. «И правительство возражало, и Москва. Окончательное решение принималось на уровне президента и премьер-министра», – говорит источник в правительстве,- повествует «РБК».

Joomla SEF URLs by Artio