Озвучены плюсы и минусы переговоров в Минске

Озвучены плюсы и минусы переговоров в Минске
СМИ пытаются проанализировать, о чем удалось и не удалось договориться в Минске
«В Минске почти 16 часов – с вечера 11 февраля до утра 12 февраля – шли переговоры в так называемом нормандском формате лидеров России, Германии, Франции и Украины. В итоге был выработан документ, который подписала и контактная группа. Главы государств всю ночь не спали и пили, по признанию президента Белоруссии Александра Лукашенко, «кофе ведрами», а журналисты «на низком старте» ждали, о чем удастся договориться, чтобы срочно передать новости в свои редакции.
В 12 часов 12 февраля к прессе вышел президент России и сообщил: «Мы договорились о прекращении огня с нуля часов 15 февраля».
«Вторая позиция – отвод тяжелых вооружений от линии соприкосновения для украинских войск и от линии, обозначенной в сентябре прошлого года», — заявил Владимир Путин. Он также отметил, что удалось выработать комплекс решений, связанный с политическим урегулированием. Первый – это конституционная реформа, в которой должны быть учтены права людей в Донбассе. Далее – гуманитарные вопросы, имплементация закона об особом статусе этих территорий.
С пометкой «молния» украинская пресса сообщила, что президент Порошенко «договорился с Путиным» освободить наводчицу Надежду Савченко, которая в России обвиняется в пособничестве убийству российских журналистов.
Эта новость особо возбудила нардепов Верховной рады от "Батькивщины» Юлии Тимошенко. Там заявили, что готовы отправить за Савченко в Москву чартерный рейс.
Впрочем, после того, как в прессе появился полный текст итогового документа, который подготовил нормандский квартет и подписали лидеры ДНР и ЛНР Александр Захарченко и Игорь Плотницкий, стали появляться и первые комментарии по сути основных достигнутых договоренностей.
Первыми, разумеется, высказались участники нормандской четверки. Так, например, канцлер ФРГ Ангела Меркель отметила, что, по ее мнению, на востоке Украины появился проблеск надежды, а президент Франции Франсуа Олланд отметил, что «это большое облегчение для Европы».

Украинский историк сравнил минский саммит с Ялтинской конференцией

Хотя прошло совсем немного времени после обнародования итогового минского документа, уже активно комментируют его пункты и украинские политики и политологи.
Так, второй президент Украины Леонид Кучма считает минские соглашения прорывом, однако отмечает, что впереди очень много работы по их реализации.
Приводят сегодня украинские СМИ и комментарии тех, кто считает, что минские договоренности – не повод отказываться от возможной поставки Украине оружия со стороны ряда западных стран.
«Я убежден: новые договоренности никоим образом не снимают необходимости разработки «плана Б» с участием США и Великобритании», — цитирует телеканал «112 Украина» мнение экс-депутата Верховной рады Анатолия Гриценко. Кроме того, он заявляет: «В Минске не удалось договориться именно о ключевой позиции — о восстановлении нашего контроля за государственной границей Украины».
А вот историк, председатель Института национальной памяти Владимир Вятрович эфире украинского «5 канала" заявил, что «минский саммит можно сравнить с Ялтинской конференцией, в результате которой вся Восточная Европа попала под влияние Советского Союза».
«Рассматривался вопрос устройства Восточной Европы. (...) Так вот на этой встрече решался вопрос дальнейшей судьбы Польши, и Сталин взял на себя обязательства провести демократические выборы и установить демократическую власть в Польше. В результате этого прокоммунистическое правительство арестовало всех оппозиционеров, были сфальсифицированы выборы, и Польша стала коммунистической. Но на этом не остановились — коммунистическими стали Чехословакия, Венгрия и вся Восточная Европа. Урок Ялтинской конференции показывает, что с тираном нельзя договариваться", — заявил Вятрович украинскому телеканалу.
Несмотря на то, что президент Украины Петр Порошенко успокаивает своих политиков и простых граждан: «На переговорах в Минске Украина не согласилась на статус автономии для Донбасса и федерализацию», нашлись те, кто зацепился за пункт о проведении конституционной реформы и принятие закона об особом статусе ДНР и ЛНР.
Одним из первых на это отреагировал в своем «Фейсбуке» лидер Радикальной партии Олег Ляшко, который буквально накануне грозил пальцем президенту Украины у трибуны Верховной рады.
«По сообщениям СМИ, одно из условий «мира», о котором договорился Порошенко в Минске, — проведение конституционной реформы в Украине, «в котором должны быть учтены законные права людей, проживающих на территории Донбасса». Если это правда, то президент Порошенко не имел полномочий выносить на торги вопросы конституционного строя Украины. Этот вопрос — исключительно в компетенции парламента и народа Украины», — написал Ляшко в своем «Фейсбуке», обвинив Порошенко в том, что он действует «в угоду Кремлю» и призывал своих сторонников «делать выводы».

ДНР и ЛНР: подписали документ под гарантии России, Германии и Франции

Разумеется, комментируют минские договоренности и лидеры Донецкой и Луганской народных республик. Глава ДНР Александр Захарченко выразил надежду, что соглашение, которое они подписали сегодня, «прекратит ведение боевых действий». Кроме того, он отметил, что подписано оно было «благодаря гарантиям трех президентов — России, Франции и Германии».
Также Захарченко выразил надежду, что договоренности дадут шанс на изменение и самой Украине. «Мы сможем увидеть другую Украину. Будет меняться сама страна и народ», — сказал глава ДНР.
Однако при этом он отметил, что «пункты подписанного документа требуют дополнительного согласования». «В случае, если будут нарушения, никаких новых встреч и меморандумов не будет», — убежден Захарченко.
Полпред самопровозглашенной ДНР в контактной группе на переговорах в Минске Денис Пушилин также заявил, что ополченцы дали шанс Украине измениться под гарантии глав государств.
«Мы дали шанс Украине измениться! Под гарантии трех глав. Получится у Украины? Покажет время. А наши идеалы остаются прежними!!!» — написал Пушилин в своем «Твиттере».
Комментируя подписанный по итогам переговоров в Минске участниками трехсторонней контактной группы «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений», глава ЛНР Игорь Плотницкий признался, что самопровозглашенные народные республики «изменили свою позицию по ряду вопросов, обсуждавшихся в ходе встречи».
«Вы знаете, что у нас было другое мнение, но мы не могли игнорировать позиции трех самых уважаемых глав государств — России, Германии, Франции», — сказал он. Плотницкий отметил, что, по его мнению, подписанное сегодня соглашение, в том числе, требует и внесения изменений в конституцию Украины.
«Мы надеемся, что наши сегодняшние усилия приведут к тому, что Украина изменится, перестанет стрелять по мирным гражданам, больницам, социально значимым объектам. Мы верим, что победа обязательно будет за нами. И неважно, какими это будет методами — политическими или военными. Мы знаем, что Украина изменится благодаря людям», — цитирует «Интерфакс» слова Плотницкого,- повествуют «Вести.ру».
В свою очередь «РБК» также развивает данную тему, пытаясь дать свой анализ того, «чем удалось и не удалось договориться в Минске».
«Во втором Минском соглашении оказались более детализированы механизмы установления и поддержания мира в Донбассе. В новом плане более проработана политическая часть урегулирования. Экономические вопросы пока не решены
Итогом минских переговоров стал подписанный участниками контактной группы документ под названием «Комплекс мер по выполнению Минских соглашений». Президенты Украины, России, Франции и канцер Германии в Минске ничего не подписывали, но приняли декларацию в поддержку этого комплекса мер. В основе комплекса мер лежат пункты, которые уже были согласованы 5 и 19 сентября прошлого года. Однако принятый в четверг документ прописывает те же пункты более детально и устанавливает временные рамки для выполнения каждого из пунктов.

Отвод вооружений

Подконтрольные ополченцам территории в документе называются отдельными районами Донецкой и Луганской областей Украины. На них всеобъемлющее прекращение огня должно наступить с 00:00 15 февраля. Представитель ДНР Андрей Пургин ранее говорил, что незамедлительно прекращение огня наступить не может, так как решение должно быть доведено до сведения воюющих.
В соглашении нет прописанного решения по самой проблемной на сегодня точке – Дебальцево; по всей видимости, до вступления в силу перемирия следует ожидать самых ожесточенных боев и в Дебальцево, и в других местах; если в результате этого будет 200–300 погибших с любой из сторон, то это сорвет начавшийся процесс, и такое развитие ситуации, к сожалению, весьма вероятно, комментирует Арно Дюбьен, директор Франко-российского аналитического центра «Обсерво».
Отвод тяжелых вооружений должен быть произведен на равные расстояния для создания зоны безопасности шириной минимум 50 км в течение 14 дней. При этом буферная зона для реактивных систем залпового огня будет составлять 70 км, для РСЗО типа «Смерч», «Торнадо» и «Ураган» составит 140 км, сообщил по итогам переговоров президент Петр Порошенко.
При этом для украинских войск тяжелые вооружения отводятся от фактической линии соприкосновения, для вооруженных формирований отдельных районов – от линии соприкосновения по М​инскому меморандуму 19 сентября. Именно такую схему предлагали представители ДНР и ЛНР в плане, переданном контактной группе во вторник. Коридор в 50–70 км предлагал и президент Франции Франсуа Олланд. Первоначальные договоренности в Минске предусматривали коридор в 30 км.

Мониторинг

Прекращение огня и отвод вооружений, как и в сентябрьских планах, должна верифицировать ОБСЕ. На организацию возложено и исполнение другого пункта соглашения – о выводе всех иностранных вооруженных формирований и наемников.

Это один из самых проблемных пунктов: миссия ОБСЕ, согласно документу, не расширяется, обращает внимание киевский политолог Вадим Карасев. На протяжении последнего полугода представители ОБСЕ не раз указывали на недостаток ресурсов для мониторинга всех сложных участков.
В четверг генсек ОБСЕ Ламберто Занньер на пресс-конференции в Днепропетровске снова сказал о том, что есть районы в Донецкой и Луганской областях, куда представители ОБСЕ попасть не могут.
Помогать ОБСЕ должны представители генштабов Украины и России. В пятницу начальники генштабов Виктор Муженко и Владимир Герасимов проведут встречу, цитирует Порошенко его пресс-служба. «В ближайшее время будет возобновлена деятельность совместного центра контроля за выполнением этих договоренностей», – сказал Порошенко. Центр заработал в октябре, приступить к патрулированию он должен был в конце декабря, в январе представители центра зафиксировали переход донецкого аэропорта в распоряжение ополченцев. Однако возобновлению активных боевых действий в январе ни ОБСЕ, ни совместный центр воспрепятствовать не смогли.

Обмен пленными и проблема Савченко

На пятый день после отвода вооружений должен быть принят закон о помиловании и амнистии лиц, участвовавших в событиях в отдельных районах. Все заложники и незаконно удерживаемые лица должны быть обменяны по принципу «всех на всех». На переговорах Порошенко поднял вопрос об освобождении украинской летчицы Надежды Савченко, которая находится под следствием в России, сообщила его пресс-служба.
После этого адвокат Савченко Марк Фейгин написал в Twitter, что «дело Савченко формально продолжится. Оно завершится процессуальным способом».
Савченко не подпадает под процедуру обмена пленными между Украиной и провозглашенными Донецкой и Луганской народными республиками, заявили на пресс-конференции в Москве представитель Общественной палаты Георгий Федоров и член Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод. По мнению Брода, должны быть соблюдены все формальные этапы – следствие, суд, рассмотрение обвинений, наказание или освобождение.

Граница

В пункте о границе указано, что восстановление полного контроля со стороны Украины может начаться только после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования при исполнении пункта о конституционной реформе. В первом Минском протоколе привязки к политическим изменениями на Украине не было – постоянно действующий мониторинг на границе должна была начать ОБСЕ, но в итоге ее присутствие было ограничено только двумя КПП, а российские официальные лица встали на позицию, согласно которой закрытие границы станет возможным только по окончании политического урегулирования.
Конституционная реформа, как сказано в документе, должна закончиться к концу 2015 года. По данным источника, близкого к руководству непризнанных республик, на все политические процессы уйдет в лучшем случае год, и все это время граница с Россией будет свободна от украинских пограничников.
Фактически на этих переговорах подтвердили то, что было подписано в Минске в сентябре, но более развернуто, однако главный вопрос о закрытии границы остался нерешенным; а пока граница будет открыта и через нее будут идти конвои с оружием и отпускники, говорить о завершении конфликта рано, констатирует украинский депутат из фракции «Батькивщина» Андрей Павловский.

Политическое устройство

Военные меры должны идти одновременно с политическим процессом. Главными законами, регулирующими дальнейшую политическую реинтеграцию отдельных территорий, должны стать законы Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах». Определить территорию этих районов должен парламент Украины. Закон об особых территориях уже принят Верховной радой и подписан президентом Петром Порошенко. Однако территории так и не были определены. Теперь определить территории Рада должна своим постановлением не позднее 30 дней с даты подписания документа.
Комплекс мер предусматривает, что к концу 2015 года на Украине будет принята новая конституция, ключевым элементом которой будет децентрализация, отдельные районы по отдельному законодательству получат особый статус, а на территориях этих районов пройдут выборы в местные органы власти, однако срок исполнения этой меры не оговорен. Разговоры о необходимости конституционной реформы на Украине идут с прошлого февраля, однако конкретные предложения не были вынесены на широкое обсуждение.
Особенные права территорий прописаны в примечании к принятому контактной группой плану. Предполагается, что участники последних событий должны быть освобождены от ответственности, у территорий должно быть право на языковое самоопределение, участие органов местного самоуправления в назначении глав органов прокуратуры и судов. Отдельные районы должны получить право заключать соглашения с Киевом, Киев также должен содействовать трансграничному сотрудничеству районов с Россией. Там может быть создана народная милиция, а досрочно прекратить полномочия избранных представителей будет нельзя.
Все эти предложения уже назывались осенью представителями ДНР и ЛНР. Частично они прописаны в принятом на Украине законе «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных регионах». Этим законом, который не был отменен, особый порядок местного самоуправления вводится на три года, гарантируется недопущение уголовного преследования для части территории Донецкой и Луганской областей.

Экономические вопросы

Россия и представители ДНР и ЛНР неоднократно говорили о том, что условием реинтеграции станет восстановление экономики регионов. В комплексе мер указано, что стороны должны «определить модальности» восстановления социально-экономических связей, включая выплату пенсий и пособий. Вновь должны заработать безналичные расчеты, в том числе через банкоматы (они закрылись в конце прошлого года).
Сроки не прописаны. Москва требовала немедленной отмены блокады. Но президент Украины увязал это со стабилизацией политической ситуации. «Социальные выплаты должны быть возобновлены, но после стабилизации политической ситуации, проведения выборов и возобновления государственного суверенитета Украины на оккупированных территориях», – заявил в четверг Порошенко.
Этот вопрос по сути остался нерешенным, говорит член комитета Госдумы по делам СНГ Василий Лихачев; не удалось договориться и о конституционной реформе под углом федерализации, у Порошенко здесь мертвая позиция.
Решение трех самых проблемных вопросов – местные выборы, контроль за границами и конституционные реформы – растянуто по времени до конца года, понятно, что эти три вопроса взаимосвязаны, но это говорит и о полном отсутствии доверия, и о том, что каждая из сторон боится сделать первый шаг и потерять лицо, отмечает Дюбьен.

Ответственные за выполнение

Под комплексом мер стоят подписи второго президента Украины Леонида Кучмы, посла России на Украине Михаила Зурабова, представителя ОБСЕ Хайди Тальявини и глав самопровозглашенных ДНР и ЛНР Александра Захарченко и Игоря Плотницкого. Представители ДНР и ЛНР не раз оспаривали полномочия Кучмы на переговорах и в конце января грозили тем, что не будут продолжать переговоры, пока он не будет заменен. Однако его право участвовать в переговорах подтвердила и Москва.
Оценивая итоги переговоров, Кучма сказал Интерфаксу, что они являются прорывом, но впереди еще много работы для реализации. В таком же духе высказался министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер: «Достигнутое соглашение – это не прорыв, но оно может стать шагом в направлении от военной эскалации к политическому урегулированию». Президент Франции Франсуа Олланд поблагодарил Владимира Путина за оказание давления на лидеров сепаратистов. Захарченко и Плотницкий возложили ответственность за исполнение на Киев.

Нет в подписанных документах и фиксации внешнеполитического статуса Украины в виде ее внеблокового статуса – а именно это и послужило первоисточником глобального конфликта вокруг этой страны. На днях в ходе пресс-конференции Олланд сказал, что не видит Украину в составе НАТО, и это прозвучало для России как обещание Франции наложить вето на такое возможное решение, как в 2008 году в Бухаресте, указывает Дюбьен.
Порошенко, по мнению эксперта, «выиграл» в том, что в документах нет слова «федерализация Украины», не фигурирует «внеблоковый статус», и при этом несколько раз говорится о «территориальной целостности». Ополченцы «получили» возобновление функционирования всех государственных механизмов и отмену блокады, Путин получил признание от Олланда и Меркель, его имидж может улучшиться, а это, в свою очередь, открывает путь к нормализации отношений между Европой и Россией, резюмирует Дюбьен,- повествует «РБК».
В свою очередь «Лента.ру» повествует, что «США одобрили соглашение в Минске».
«В Белом доме назвали договоренности, достигнутые в Минске, «потенциально значительным шагом», сообщает Reuters.
«Настоящей проверкой для сегодняшнего соглашения станет его полная и недвусмысленная имплементация, включая долгосрочное прекращение боевых действий и восстановление контроля Украиной над границей с Россией», — сказано в заявлении Белого дома.
По мнению американской стороны, тяжелое вооружение должно быть выведено с востока Украины. Кроме того, США призывают Россию отвести свои войска и технику из Украины.
«США особенно обеспокоены по поводу сегодняшней эскалации боевых действий, несоответствующей духу договора», — сообщили в Белом доме.
Представитель ЕС по внешней политике Фредерика Могерини ранее в четверг заявила, что обсуждение санкций против России на саммите Евросоюза не планируется. По ее словам, участники встречи постараются сделать все, чтобы способствовать сохранению достигнутых в Минске соглашений.
Встреча лидеров стран «нормандской четверки» (России, Франции, Германии и Украины) началась в Минске вечером 11 февраля и завершилась утром следующего дня. По ее итогам был принят документ, предусматривающий, в частности, введение в Донбассе режима прекращения огня с 00:00 15 февраля. Подпись под соглашением поставили участники контактной группы по Украине.
9 февраля сообщалось, что главы МИД стран — членов Евросоюза согласовали расширение санкционного списка, однако отложили его принятие до 16 февраля. По словам министра иностранных дел Франции Лорана Фабиуса, это было сделано для того, чтобы дать возможность мирной инициативе по урегулированию украинского конфликта реализоваться. В случае их введения, ограничения коснутся 19 граждан России и Украины, а также будут заморожены счета девяти компаний,- повествует «Лента.ру».

Joomla SEF URLs by Artio