Полпред Волков остался в домашнем аресте
Верховный суд Чувашии внес некоторую ясность в общую канву инкриминируемого экс-полпреду Чувашии при президенте РФ преступного состава и связанных с ним событий
Судья Верховного суда Чувашии Сергей Никитин, рассмотрев сегодня апелляционную жалобу экс-полпреда Чувашии при президенте РФ Леонида Волкова и его адвоката Евгения Райкова на решение Ленинского райсуда Чебоксар от 28 июня 2016 года об изменении ему меры пресечения с подписки о невыезде на домашний арест сроком на два месяца в рамках расследуемого следственным отделом УФСБ по Чувашии уголовного дела против господина Волкова по факту присвоения им бюджетных средств в особо крупном размере (ч.4 ст.160 УК РФ), оставил решение Ленинского райсуда Чебоксар в силе, а жалобу Волкова и его адвоката – «без удовлетворения».
Отметим, что до сегодняшнего судебного заседания достоверно не было известно не только то, какой именно преступный состав экс-полпреду инкриминирует следствие, но и даже конкретно вменяемая следственным отделом УФСБ по Чувашии господину Волкову статья УК РФ: никаких официальных данных на сей счет в публичное пространство до этого не просачивалось, а УФСБ по Чувашии никаких комментариев относительно уголовного дела в отношении Леонида Волкова не давало.
Эта линия на информационную закрытость проявилась и сегодня – представитель УФСИН, сопровождавший Леонида Волкова и его адвоката, перед началом заседания сегодняшнего заседания суда по апелляционной жалобе запретил им давать какие-либо комментарии для прессы, сославшись на наложенные на Волкова ограничения в связи действующей в отношении него мерой пресечения в виде домашнего ареста.
Тем не менее сегодня Леонид Волков и его адвокат Евгений Райков в своих выступлениях несколько приоткрыли завесу полной таинственности вокруг данной истории: из их выступлений стало понятно, что экс-полпреду вменяется ч.4 ст.160 УК РФ (присвоение в особо крупном размере), по которой ему инкриминируется присвоение более 2,3 млн рублей незаконно начисленной премиальной части его зарплаты за 4 года, «в период с 2012 по 2015 года» «на основании самостоятельно изданных приказов».
ЧТО ПРОРОСЛО ИЗ ТУМАНА
Но и тут рассматривавший дело судья не дал экс-полпреду хотя бы более-менее развернуто изложить его полное видение инкриминируемых ему преступных событий – судья после нескольких предостережений о том, что в данном судебном заседании рассматривается не законность вменяемых Волкову обвинений, а обоснованность избранной ему меры пресечения 28 июня Ленинским райсудом Чебоксар в виде домашнего ареста, однажды даже после особо эмоционального изложения экс-полпредом с попыткой выйти на развернутый рассказ о сути вменяемых ему преступных событий прервал господина Волкова и усадил его «на место», передав слово его защитнику.
Однако и сказанное экс-полпредом очертило общую обвинительную канву и фабулу дела.
- По смешным основаниям меня обвиняют в том, что я якобы не заработал, а похитил премиальную часть моей же собственной зарплаты за 4 года моей работы в должности полпреда. По версии следствия, я не заработал, а похитил около двух миллионов рублей премиальной части своей зарплаты, ежемесячно крадя по 40 тыс. руб. на протяжении 50-ти месяцев, причем - вместе с отчислениями во все внебюджетные фонды. Но я всегда действовал строго на законных основаниях. Система премирования была утверждена Кабинетом министров Чувашии в 2007 году, по подписанному еще первым президентом Чувашии Николаем Федоровым указу от 24 ноября 2006 года,- отметил Волков, подчеркнув при этом, что в бытность его полпредом в полпредстве неоднократно проводились ревизии, однако ни они, ни проведенная за 4 месяца до возбуждения дела финансовая проверка никаких нарушений не выявили.
Волков и его адвокат доказывали, что домашний арест и уголовное преследование происходят «незаконно с нарушением принципа территориальности»: дело расследуется в Чувашии, тогда как здание полпредства, в котором находятся рабочий кабинет и рабочее место полпреда, расположено в Москве.
- Сам я также давно уже постоянно проживаю в Москве, однако уголовное дело против меня расследуется в Чувашии, тогда как по закону дело обязаны вести московские следственные органы и меру пресечения мне по нему должен определять московский суд,- пояснил Леонид Волков.
Фигурант и его адвокат настаивали на «абсурдности» доводов следствия о том, что вне рамок домашнего ареста он может воздействовать на свидетелей и ход следствия.
- 20 июня я покинул должность полпреда, сейчас являюсь доцентом финансовой академии правительства РФ. Нужно иметь фантазию, чтобы предположить, что, будучи доцентом, я сегодня могу оказать какое-то давление на свидетелей по моему делу, среди которых председатель Кабинета Министров Чувашии Иван Моторин, республиканский министр финансов, руководитель администрации главы Чувашии. Я даю честное слово или какое угодно иное обязательство, что не буду воздействовать ни на свидетелей, ни как-либо влиять на следствие, поскольку заинтересован в объективном расследовании, которое считаю недоразумением и ошибкой,- сказал экс-полпред.
Свою лепту в прорисовку общей ситуации внес и защитник Леонида Волкова – адвокат Евгений Райков: он, отметив в своем выступлении, что экс-полпред Леонид Волков всюду и всеми характеризуется только с положительной стороны, и что это благодаря усилиям полпреда Леонида Волкова сейчас в Чебоксарах ремонтируется Московский мост и облагораживается парк им. 500-летия Чебоксарах и что это его стараниями федеральный центр выделил деньги на юбилейные празднования автономии и столицы Чувашии, не только полностью поддержал своего клиента, но и раскрыл, что экс-полпреда Ленинский райсуд Чебоксар определил под домашний арест, сменив ему меру пресечения с подписки о невыезде, еще и потому, что следствие сочло, что Леонид Волков нарушил требования пребывания под подпиской, не явившись на вызов следствия 20 июня.
- Никакого нарушения подписки о невыезде 20 июня со стороны Леонида Волкова не было, так как официальным и законным путем он не вызывался следствием на следственные мероприятия, ему не была вручена официальная повестка о вызове к следователю в этот день, и он не был надлежащим образом оповещен о намерении следствия провести в этот день следственные мероприятия,- заявил Евгений Райков, попросив при этом суд принять «мужественное» и законное решение, то есть - отменить домашний арест.
Представитель прокуратуры Чувашии Елена Федорова, которая попросила суд отказать в удовлетворении апелляционной жалобы Леонида Волкова и его защиты, поскольку Ленинский райсуд Чебоксар принял обоснованное и законное решение, также не осталась в стороне от процесса – вольного или невольного – прояснения общей картины по делу: из сказанное ею в ходе сегодняшнего заседания проистекли по меньшей мере две по-своему интересные вещи. Она обнародовала на заседании, что, во-первых, в адрес УФСБ по Чувашии поступило направленное не ясно кем именно (она не уточнила, от кого конкретно) официальное письмо с требованием о прекращении уголовного преследования в отношении Леонида Волкова, что, по ее мнению, является фактом давления на следствие, а, во-вторых, сообщила, что в недрах полпредства уже были уничтожены некие финансовые документы, которые могли бы способствовать наведению ясности и установлению истины по расследуемой сейчас следственным отделом УФСБ по Чувашии истории, и оба данных события также повлияли на обоснованное на ее взгляд решение Ленинского райсуда Чебоксар, который законно с ее точки зрения отправил Леонида Волкова под домашний арест.
Прокурор напомнила, что Волков обвиняется в «тяжком преступлении», она подчеркнула, что 20 июня он не явился на вызов к следователю для осуществления следственных действий, чем нарушил условия подписки о невыезде и наложенные на него в рамках расследования по уголовному делу обязательства немедленно являться на вызов следствия. Представитель прокуратуры разъяснила суду, что в ходе заседания Ленинского райсуда Чебоксар 28 июня, принявшем решение о помещении Волкова под домашний арест, следствие предоставило райсуду распечатку телефонных переговоров Леонида Волкова не только с главным бухгалтером полпредства, но и с другими сотрудниками аппарата полпредства, в ходе которых он обсуждал с ними ход следствия, материалы следствия и следственные мероприятия, то есть - пытался воздействовать на свидетелей по делу.
- Следствие сейчас занимается сбором материалов и закреплением доказательств вины Волкова. Он, находясь на свободе под подпиской о невыезде, может воздействовать на свидетелей с целью уничтожить документы и повлиять на ход следствия,- сказала Елена Федорова.
Адвокат Евгений Райков в своей реплике на выступление представителя прокуратуры заявил, что нет никакой взаимосвязи с поступившим в адрес УФСБ по Чувашии письмом о прекращении уголовного дела в отношении экс-полпреда и самим Леонидом Волковым, попросив суд не принимать во внимание данный довод прокуратуры.
В итоге судья Верховного суда Чувашии Сергей Никитин домашний арест Леониду Волкову не отменил.
Напомним, Леонид Волков, занимавший должность полпреда Чувашии при президенте РФ с 21 января 2012 года, покинул свой пост 21 июня – по официальной версии «по собственному желанию». 30 мая 2016 года Михаил Игнатьев подписал распоряжения о проведении проверки в отношении господина Волкова на предмет исполнения им федерального закона «О противодействии коррупции» и других федеральных законов, отстранении его от должности полпреда на время проведения проверки и назначении и.о. полпреда его заместителя Валерия Шакина. 28 июня Ленинский райсуд Чебоксар удовлетворил ходатайство следственного отдела УФСБ по Чувашии, поместив Леонида Волкова на два месяца под домашний арест.
КУДА ВЕДЕТ СИЯ ДОРОГА?
А таковые, судя по упоминанию о том, что в адрес УФСБ по Чувашии некие доброхоты прислали обращение о необходимости прекращения уголовного преследования в отношении Леонида Волкова, видимо, в данной истории имеются.
По соблюдаемому по данному делу этакому режиму где-то даже суровой секретности и дошедшего до применения в отношении фигуранта режима домашнего ареста расследования и иных косвенных немалых признаков также не оставляет впечатление, что следствие и помимо Леонида Волкова пытается нащупать чрез данную историю некие оставшиеся пока в тени фигуры.
Вопрос – какие именно.
Возможно, такие, которые точно также, как и Леонид Волков, незаконно премировали себя «в зарплатной части» по тем же самым коэффициентам и по той же самой системе премирования, утвержденной, как теперь выясняется, еще в 2007 году, да еще и по указу от 24 ноября 2006 года первого президента Чувашии Николая Федорова.
Может быть, даже и такие фигуры, которые «премировали» себя и не только точно также, как Леонид Волков.
Это со временем все равно станет ясно.