Сенбернар его знает

Сенбернар его знает
Браки заключаются на небесах, изо всех собак к небесам ближе, по мнению поэта, сенбернары.
К кому ближе люди – сие на данный момент доподлинно не установлено. Это пока, что называется, дискуссионный вопрос.
Квакши – древесные лягушки - ближе к прудам, или водоемам. По большей части – загородным, где нет так называемой «антропогенной зашумленности». Там они не только плавают, но буквально живут.
Но человек в прудах не живет – изредка он в них купается.
К загородным водоемам современные люди по преимуществу добираются на авто по автомагистралям, и ставят эксперименты с квакшами. Для чего этих самых квакш вылавливают в пруду. Чтобы понять, как дорожный шум влияет на брачные сигналы квакш.
Собственно, именно этого захотели французские ученые.
poyushie kvakshiКоторые, как уверяют авторы «Элементов», как и вообще западные исследователи, склонны исследовать «шумовое воздействие на окружающую природу» вельми интенсивно. У них даже «существует даже специальный термин — ‘traffic noise’ («дорожный шум»)».
«Поскольку зашумленность оказывает воздействие в первую очередь на акустический канал связи, довольно много работ рассматривали влияние шума на издаваемые животными (особенно часто птицами) звуки. Самое простое влияние — известное как эффект Ломбарда (Lombard effect) — состоит в том, что амплитуда (громкость) звучания увеличивается. Кроме того, в условиях зашумленности животные могут вокализировать на более высоких тонах — чтобы их крики меньше перекрывались низкочастотным шумом. С другой стороны, зашумленность может быть также стрессовым фактором и влиять на концентрацию некоторых гормонов (кортикостерон, кортизол, адреналин).
Еще один необычный эффект дорожного шума удалось выявить группе ученых из Лионского университета (Франция). Они изучали обыкновенную квакшу (Hyla arborea) — небольшую древесную лягушку. При токовании самцы этой лягушки раздувают горловой мешок и издают звуки, привлекающие самок. Ученые решили выяснить, как дорожный шум влияет на брачные сигналы этого вида — причем не только на характеристики издаваемых звуков, но и на цвет горлового мешка.
Квакш для экспериментов отлавливали в пруду, где никакого антропогенного шума не было. Всего поймали 72 самца и перевезли в лабораторию. Животных держали в индивидуальных террариумах при естественной освещенности, пища у них была в избытке. После трех дней привыкания квакш разделили на две группы — экспериментальную и контрольную (по 36 самцов в каждой). Экспериментальную группу в течение 10 дней подвергали воздействию дорожного шума, проигрывая его через динамик. До и после эксперимента записывали крики самцов. Для стимуляции такой вокализации самцам кратковременно включали запись «хорового пения» квакш. А цвет горлового мешка (также до и после эксперимента) определяли спектрометром, оценивая оттенок, яркость и интенсивность цвета.
shema po kvaksham s shumomОказалось, что дорожный шум не влиял на частотно-временные параметры криков квакш, а также на оттенок и интенсивность цвета горлового мешка. А вот яркость цвета у экспериментальной группы увеличилась, а у контрольных самцов осталась такой же. То есть фактически горловой мешок у самцов, подвергавшихся воздействию дорожного шума, стал тусклее (подобным образом при уменьшении яркости монитора изображение становится менее контрастным и более тусклым).
Окраска у квакш определяется пигментами каротиноидами. Как именно шум влияет на характер проявления этой окраски, пока не ясно. Наиболее вероятно, что выявленная закономерность связана с какими-то гормональными изменениями, произошедшими вследствие стрессирующего воздействия шума.
Известно, что визуальные сигналы играют роль в жизни квакш. В частности, их используют самки при выборе партнера. Поэтому можно предполагать, что дорожный шум может как-то влиять на поведение квакш — через окраску. А как именно и влияет ли вообще — предстоит выяснить в дальнейшем,- повествуется в материале на сайте «Элементов».
Таким образом, нам рассказали практически научную «сказку» про то, что из-за «антропогенного» дорожного шума современные «царевны-лягушки» при выборе своих «принцев» и «королей» почему-то тускнеют.
Или же, наоборот, про то, что «принцы»-квакши при выборе своих «царевн-лягушек» из-за «дорожного шума» тускнеют, не суть важно.
По прочтению результата данных исследований возникает не чтобы вопрос по поводу их принципиальной целесообразности как таковой – «зачем и для чего, собственно, нужно было это изучать?», а недоумение несколько иного порядка: а, собственно, про что вообще наша современная «сказка»? Зачем и для чего человек построил города, в которых, видимо, совсем уже не осталось квакш, и проложил автомагистрали не только в них, но и за их пределами, вплоть до загородных прудов, в которых квакши пока остались, но, может быть, и не во всех?
Возможно, про это знают лишь сенбернары...