Грибы борам опасности не вещают

Грибы борам опасности не вещают
Фантастикой науку, видимо, не удивить.
Даже и научной фантастикой.
Потому что так или иначе любая фантастика вырастает из реальности, такова уж эволюция фантастического.
Посему реальные ученые имеют обыкновение вдруг появившуюся в свете, проклюнувшуюся в нем и ставшую почему-то посередь граждан популярною фантазию перепроверять и сверять с научными фактами.
Как бы привлекательно та фантазия не звучала.
Перепроверка даже и почти сказочно звучащих сказаний и сверка их с подлинно научными фактами и данными - это, собственно, элементарный инструментарий науки, на том, собственно, стояла и стоит эволюция науки.
Заморские ученые - деятели науки университетов Альберты, Британской Колумбии и Миссисипи - поставили, по меньшей мере, под сомнение внешне практически волшебную теорию про опутывающую какой-либо лес сеть так называемых симбиотических грибов, передающих свои специфические послания и посылки деревьям в лесу, и контролирующим через это тот бор, делающим тот лес и деревья в нем на свой манер чуть ли не разумными и сознательными, исполняющими некие специфические задачи.
В реальности такого рода сети симбиотических грибов ни в одном планетарном лесу, видимо, на самом-то деле и нет.
Об этом повествует в своем пересказе публикации исследователей в Nature Ecology & Evolution вездесущая «Наука и жизнь».


Потому как ни грибы, ни деревья, ни в вместе, ни по отдельности, собственно, не могут выстроить такой коммуникации.
Для симбиотических грибов в принципе не проблема «дотянуться от одного растения до другого», и «по гифам грибов» «вещества от одного растения» даже могут перейти в другое растение.
Но проблема «в том, что до второго растения добираются лишь считанные проценты тех веществ, которые гриб принимает от первого растения, да и те проценты остаются в микоризных корнях, то есть не распространяются по всему растению».
«Если говорить о крупномасштабной микоризной сети, то просто неизвестно, действительно ли в природе — не в лаборатории — можно увидеть непрерывное грибное соединение между далеко отстоящими друг от друга деревьями. Гифы мицелия чрезвычайно хрупки и не очень долговечны, даже если их никто не тревожит, они отмирают сами по себе. Увидеть непосредственно грибную непрерывность под землёй практически невозможно, остаётся только довериться генетическому анализу, который покажет, та же самая грибница сидит на двух деревьях или не та же самая. Но даже если окажется, что та же самая, нет никакой гарантии, что там действительно есть сеть. То есть гриб дорос от дерева до дерева, а гифы-мостики потом разрушились,- отмечается в пересказе.
zavoronky vyshli iz denisovzev i neandertalzevПоэтому деятели науки - в пересказе вездесущей «Науки и жизни» - утверждают, что на данный момент, собственно, нет никаких научных доказательств хотя бы факта наличия «всеобщей грибной сети и вселесного общения деревьев по этой сети».
«Конечно, можно сказать, что «неизвестно» не значит «нет, не существует», но только это точно так же не значит, что «да, существует». Можно представлять себе единую грибницу, охватывающую весь лес, по которой от дерева к дереву движутся питательные посылки и разные химические сигналы. Но нужно отдавать себе отчёт, что между имеющимися научными данными и этими фантазиями лежит пропасть, и вряд ли экологам и лесным службам нужно делать какие-то практические выводы — с таким ненадёжным обоснованием всё может обернуться просто бессмысленной тратой времени, сил и средств,- заявляется в пересказе.
То есть - всеобщая грибная сеть и тотальное общение деревьев - это, по выводам «Науки и жизни», для современной науки на данный момент - не более чем фантазия, миф.
Случается, впрочем, что и деятели науки ошибаются.
В пятидесятых годах 20-го века ученые посчитали, что депрессия у человека, как правило, возникает в силу возникновения острого дефицита серотонина в мозге, и депрессию у граждан лечили восполняющими тот дефицит препаратами.
Но эта теория, по сути, являлась призрачной, в чем-то даже вредно фантастической.
А вот современная наука, как повествует РИА Новости, эту ошибку выявила, вникла в гораздо более сложную ситуацию с возникновением депрессии, и сейчас ищет эффективные, но верные средства лечения депрессии.
Хотя полного света в конце тоннеля нет, но кое-что проясняется.
«Наиболее эффективными могут оказаться и когнитивно-поведенческая терапия, и изменение образа жизни, и нейромодуляция, применение лекарственных средств или комбинация нескольких методов. Как бы то ни было, время, когда депрессию считали понятной и легко излечимой с помощью универсальных препаратов, прошло. По словам ученых, они находятся "на пути, который ведет к пониманию истинной сложности" этого психического расстройства,- повествует РИА Новости.
Между тем, другие специализирующиеся на открытиях науки издания в своих пересказах новаций зарубежных исследователей повествуют, что многие современные граждане и гражданки рано-поутру пробуждаются ото сна и спозаранку развертывают трудовую и профессиональную деятельность (то есть - являются так называемыми жаворонками) из-за наличия у них генов неандертальцев и денисовцев.
И это - отнюдь не фантазия: ученые проследили за эволюцией хронотипа генома и выявили соответствующие подтверждения тому, что жаворонковость к людям современного типа перешла к ним в наследство от архаичных людей.