Тафаев анализирует повествования краеведов
Геннадий Тафаев анализирует творения краеведов об истории Волжской Болгарии.
Продолжаем публиковать, что называется, в дискуссионном порядке цикл статей известного в Чувашии ученого, доктора исторических наук Геннадия Тафаева – в своей новой статье господин Тафаев анализирует творения краеведов об истории Волжской Болгарии
Геннадий Тафаев разбирает актуальные работы небезызвестных региональных авторов и делает свои выводы в присущем ему ключе.
«КРАЕВЕДЫ ЧУВАШИИ ОБ ИСТОРИИ ВОЛЖСКОЙ БОЛГАРИИ
Оглушает порой эстрада –
Электронная канонада.
Для кого вы стараетесь, братья,
Если мало души и лада?
Юрий Семендер
С конца ХХ-начала XXI вв. чувашские краеведы активно стали заполнять свою нишу по истории чувашского народа. Появились более 50 альтернативных книг в противовес классическим подходам Н.И. Ашмарина, Н.Н. Поппе, В.Д. Димитриева, В.Ф. Каховского, П.В. Денисова, Г. И. Тафаева и других академических ученых.
В Чувашии активно стала распространяться различная фальсифицированная, альтернативная история «булгаро-татары» и т.д.
Чувашская общественность все глубже стала «завязываться» под гуннско-чувашский этногенез, племенное название суваз (сувар). Они стали из-за политической конъектуры обволакивать тело чувашского народа. Появились десятки и десятки книг и статей, где краеведы стали расхваливать лжелетопись «Джагфар тарихы».
Вопреки правде истории альтернативная история стала выдавливать классическую историю чувашско-болгарского народа. В г. Чебоксары на автомашинах появились надписи «Чуваши-потомки гуннов». В учебнике история В.В. Фортунатов «забил за чувашами, что они гунны» [1].
Искажения идут и по языку, не только по истории. Оргкомитет Международной научной практической конференции «Традиционная культура тюркских народов: проблемы и перспективы», которая пройдет в апреле 2015 г. в г. Канаш тиражирует позицию «булгаро -татарский язык». Такая ложная концепция татарских политизированных языковедов распространяется среди чувашского населения. Хотелось бы напомнить нашим читателям, что тюркская группа языков делится на три подгруппы:
Что предлагает краевед Аркадий Русаков? В параграфе 5.3. «Волжская Булгария – могущественное государство своего времени. Его влияние на развитие соседних народов» [2]. Автор утверждает, что по мере общественно-политического развития и экономического развития Волжской Булгарии, её территория получает существенное расширение. Расселяясь по окраинам Средневолжско-Приуральского региона, основывая там свои колонии и опорные пункты, булгаро-чуваши всё шире вступают в интенсивные процессы взаимодействия с финно-угорскими, башкирскими, славянскими племенами. Волжская Булгария стала занимать территорию, на которой ныне расположены Самарская, Ульяновская, Саратовская области, часть Пензенской области, Татария, Чувашия, Марийская и Удмуртская республики, западные районы Башкирии. То есть, границы государства на севере простерлись до сегодняшней Перми, на востоке – до Урала. Началось быстрое развитие градостроительства, науки, медицины, торговли, образования, земледелия, речного флота, военного искусства. «Булгары составляют великий, могучий, храбрый народ, который подчинил себе все соседние народы» - писал Масуди о булгарах 10-го века. В этом столетии языковое, культурное и духовое влияние булгар на соседние народы стало доминирующим». К сожалению, вновь нет ссылок на чувашских историков.
В 10-ом веке в Волжской Булгарии укрепилось крупное землевладение, то есть частная собственность на землю в пользу местных князей-турханов. Возникли княжеские усадьбы с феодальными замками, защищенными мощными укреплениями. В прилегающих сельских поселениях народ выполнял натуральную повинность для своих турханов-феодалов. Их усадьбы с прилегающими поселениями крестьян образовывали феодальные княжества. Сельская община в сельских поселениях владела землёй сообща. Из общинной земли крестьяне получали наделы. Феодальную повинность эльтеберу и своему князю общинники несли натурой, в виде части урожая и скота, главным образом лошадей и быков» [4].
Бурное развитие получило градостроительство. Город Булгар - столица государства украсился Чёрной Палатой, официальными зданиями, большими домами. После принятия Альмушем ислама появились и минареты. Эта часть города с перечисленными сооружениями была укреплена главным валом, за которым был расположен малый город, окружённый также валом и рвом. Здесь в каменных зданиях проживали в основном военные и дружинники царя-эльтебера. Вокруг центральной аристократической части города были расположены деревянные и каменные кварталы ремесленников, посады торгового люда. В городе существовал водопровод из керамических труб, укреплённый в ложе из камней. Мостовые были сложены из плит разного размера. Как образец булгарской архитектуры интересна так называемая Белая палата— Баня. Основу её составляло квадратное помещение размером 12 на 12 метров с центральной комнатой и квадратными помещениями по углам. В бане находились каменные бассейны. Горячая и холодная вода подавалась по трубам. Одна из комнат с фонтанами служила раздевалкой и местом отдыха» [5]. К сожалению, автор события эпохи Золотой Орды переносит в годы Волжской Болгарии. Далее автор берет у других ученых и утверждает.
«Другим крупным городом государства был Биляр (Пюлер), расположенный на берегу реки Малый Черемшан. Он возник одновременно с городом Булгар и также был окружён крепостной стеной из дубовых столбов протяжённостью 12 вёрст и сторожевыми башнями. В городе было много улиц, торговые площади. Здания были деревянные и каменные. В центре города находился дворец-замок местного правителя, а в период, когда Биляр был столицей государства - царя-эльтебера. В городе жили ремесленники, ювелиры, кузнецы, оружейники, купцы, простые люди, находились дружинники пика или турхана. Биляр был самым крупным городом Волжской Булгарии. Вокруг крепостной стены было три глубоких рва и высокие земляные валы, окаймляющие город дугообразно. Кроме защитных валов с крепостными стенами и рвами город с одной стороны был защищен рекой, а с другой стороны высокими горами, на которых находились сторожевые башни.
Кроме перечисленных городов в Волжской Булгарии выросло ещё много других городов и укреплённых крепостей, что говорит о высоком уровне строительной инженерии в государстве. Количество городов в Волжской Булгарии было более двадцати. Это - Отель (Элшел) на правобережье Волги, Жукотин или Сакат (Согд) вблизи современного Чистополя, Керменчук (переводится с чувашского как «дворец»-«кермен» и «чук»-религиозный чувашский праздник) на северо-востоке страны, Чембер (ныне Ульяновск) на Волге, Веде Сувар (ныне Чебоксары) на Волге, Нухрат (переводится с чувашского как «богатство», «серебро»), Мерчен (переводится с чувашского как «жемчуг», обозначает красоту), Кернек, Шукуль (ныне Жигули, переводится с чувашского как «ссуженное или запруженное место реки или воды»-«шыв кюлли»), Течче, Брехим, Херхула (переводится с чувашского языка как «девичий город»), Хулату (переводится с чувашского языка как «город на горе»), Тупал-хату, Пинтер, Арча, Сарату (ныне Саратов, что переводится с чувашского языка как «жёлтая гора»), Алапу (ныне Елабуга), Тигеш и другие».
Что нас настораживает?
Нет ссылок на авторов текста.
Нет ссылок на рисунки № 89. Написано «Строительство города Биляр». Олег Леонтьев оформлял мои книги с текстом «Строительство города Болгар», но татарские авторы вписали «Строительство г. Биляр», что по моему тексту не соответствует. Получается автор (краевед) просто взял искаженный текст с татарского журнала и перенес к себе «Страницы чувашской истории». К сожалению, многие авторские картины художника Олега Леонтьева из моих книг просто забрали и переделали названия (не спрашивая автора картины). В тексте А. Русакова имеется рис.90 «Оборонительные сооружения города Сувар», архитектура соответствует эпохе Волжской Болгарии (в 1236 г. деревянная крепость и город был Батыем сожжен). Но, вновь не указаны краеведом из какого источника был он взят.
Продолжим дальше. На странице 153 книги краеведа имеется картина чувашского художника Агеева (рис.91. «Город Тигашево»), но к сожалению, нет уточнения о Агееве или Юхмы Мишши из книги, которого текст и картина «вырвана».
По законам науки, конечно надо было бы указать, что этот текст взят из книги Юхмы Мишши, а картина принадлежит художнику В. Агееву. Путаница и в следующем тексте «Если сопоставить названия перечисленных городов Волжской Булгарии с названиями городов шумеров в Мосопотамии, то видно их поразительное сходство в окончаниях названий городов. Например: Эрету в Месопотамии - Сарату, Хулату, Тупал-хату в Булгарии или Чашшар в Месопотамии - Булгар,Сувар в Булгарии и далее» [7].
В следующем тексте нет искажений об этих фактах писали В.Ф. Каховский, В.Д. Димитриев, но нужно, конечно указывать, кто писал их и из каких источников и книг они взыты. Мы беседовали с писателем, и он считает, что краевед Русаков занимается плагиатом.
«Кроме посуды умельцы делали строительную керамику, керамические водопроводные трубы, изразцы для украшения зданий, мозаичные плитки различного цвета и многое другое.
Булгаро-чуваши были отличными земледельцами, животноводами, охотниками, пчеловодами, рыбаками. Выделывая шкуры животных, они шили себе различную одежду, сапоги, шапки, продавали одежду далеко за пределы своего государства. Широко славилась булгарская юфть (саран), называемая за рубежом «булгари». Из овечьей шерсти булгары делали нити, шили себе одежду. Земледельцы сеяли просо, ячмень, пшеницу, рожь, мололи их ручными и водяными мельницами. Урожая хватало и для себя, и для продажи соседним государствам и народам. Являясь пчеловодами, булгары из мёда делали шербеты, симшу-симпыл, то есть слабый алкогольный напиток. О самогоноварении предки чувашей не знали, поэтому пьянства в булгарском обществе не было. [8]
Верно, сказано и об отсутствии самогоноварения. Болгаро-чуваши изготовляли, по мнению Ибн-Фадлана, «медовуху» из меда. Готовили ее не только болгары, но и предки русских, марийцев, мордвы, удмуртов.
Краевед без искажения описывает торговля, ремесло, традиции, любовь болгар к образованию в своей книге [9].
Конечно, имеются искажения по Кул Али (Кул Гали). По мнению ведущих ученых России Кул Гали был огузским поэтом и жил в Хорезме и никакого отношения к болгаро-огурской цивилизации не имеет.
Первым болгаро-чувашским историком был Якуб-ибн-Нуман, который написал летопись Волжской Болгарии «История Болгар». Как считают историки, книга была уничтожена в ходе монголо-татарского нашествия (1236 г.). Краевед говорит (материал взят у писателя Юхмы Мишши) о исламском болгарском миссионере Валем-хузя (хозяин Валем).
Следует сказать, что автор в конце параграфа указывает на исследования языковедов, которые писали о болгаро-чувашском влиянии на другие народы.
Краевед, в частности, пишет: «Волжская Булгария дала сильный толчок дальнейшему развитию языков соседних с булгаро-суварами народов: марийцев, мордвы, русских, мадьяр, удмуртов и других. Вот что пишет академик, доктор филологии, профессор В.Г. Костомаров о влиянии древнего чувашского языка на развитие русского: «Почему у нас - у русских не всё так, как даже у близкородственных украинцев? Чистая случайность? Разная мера славянской книжности? Или от лесных просторов, суровой зимы идёт певучее аканье? Или язык чувашей и других - его источник?»
И действительно, в языках многих народов, живших по соседству с Волжской Булгарией, мы сегодня видим множество слов-чувашизмов. Например, в пермском языке имеется около 300 слов-чувашизмов (В.Вихман), в марийском языке - более 500 (М.Рясянен) или поданным Г.Берецки - около 1500 слов-чувашизмов, в удмуртском - свыше 500 чувашских слов, относящихся к земледелию, средствам передвижения, домашней утвари, пище, одежде, животноводству, торговле, общественному и религиозному быту. Они есть и в мордовском языке. В современном венгерском языке по информации Мункачи, Буденц и профессора В.Егорова имеется более 250 слов чувашского, то есть булгарского происхождения. По информации З.Гомбоц их - около 300, а по информации венгерского учёного А. Рона-Таш, слов-чувашизмов в венгерском языке около 600. Они относятся к земледелию, животноводству и быту» [10].
Более подробно об этноязыковом влияние болгар на народы, с указанием фамилий языковедов, которые писали об этом пишет в своей книге «Чувашский народ в составе Казанского ханства» профессор В.Д. Димитриев [11].
Литература.
Фортунатов, В.В. История: учебное пособие/В.В. Фортунатов, СПб.; Питер, 2012. – 464 с.
Русаков, А. Страницы чувашской истории/А.Русаков. – Чебоксары, 2014. 284 с.
Русаков, А. - С. 149.
Русаков, А. - С. 150.
Русаков, А. - С. 150.
Русаков, А. - С. 153.
Русаков, А. - С. 153.
Русаков, А. - С. 155.
Русаков, А. - С. 156.
Русаков, А. - С. 157.
Димитриев, В.Д. Чувашский народ в составе Казанского ханства: Предыстория и история/сост. С.Д. Басманцев. – Чебоксары, 2014. – 190 с.
Геннадий Тафаев, доктор исторических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Яковлева»
От «Корпункт»: «Корпункт» напоминает, что изложенная господином Тафаевым точка зрения может не совпадать с позицией «Корпункт».