Тафаев о функции чувашской национальной психологии
Геннадий Тафаев решил проанализировать функции чувашской национальной психологии.
Продолжаем публиковать, что называется, в дискуссионном порядке цикл статей известного в Чувашии ученого, доктора исторических наук Геннадия Тафаева - в своей новой статье господин Тафаев решил проанализировать «функции чувашской национальной психологии» - под призмой завещания просветителя чувашского народа Ивана Яковлева, который просил «не гнушаться бедности, слабости и невежества своих сородичей»
«ФУНКЦИИ ЧУВАШСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Не гнушайтесь бедности, слабости и невежества своих сородичей: из них вы вышли, и для них вы должны поработать, чтобы заплатить ваш долг за полученное за счет народа образование. Любовь народная вознаградит вас за то, что вы не забудете вашего долга перед своими младшими братьями. Помните, что владеть сердцем народным вы сможете, только если не будете чуждаться языка народного.
И.Я. Яковлев
Что мы имели в XIX в.?
Бедность;
Слабость;
Невежество;
Язычество (синкретизм).
Представьте, что современные чуваши из-за ненависти к Яковлеву и его объективному подходу к понятиям «бедность, слабость, невежество и язычество чуваш» написали бы на Яковлева «кляузу».
Мол, оскорбил чувашей XIX в.
Случись такое – это, конечно, вызвало бы лишь смех над такими «кляузниками» и «жалобщиками».
Впрочем, И.Я. Яковлева и многих других, уничтожали именно чувашские жалобщики.
Но они – выжили, и - служили своему народу.
Обратим внимание на этнопсихологию проблемы.
Для ее понимания отметим, что важнейшей функцией является объективизация этнической специфики.
Деятельность — «зеркало психики человека», в котором не могут не проявляться и национально-психологические особенности.
С другой стороны, последние, как и все другие психологические явления, включаются в причинную взаимосвязь бытия одновременно и как обусловленные, и как обусловливающие. Под воздействием объективизации национальной специфики проявляются в деятельности и поведении представителей той или иной этнической общности специфические особенности их индивидуального и общественного сознания. Это реализуется через посредство присущих именно данной нации своеобразных психологических качеств и трудовых навыков, через использование традиционных способов и путей достижения целей деятельности.
Теперь нам понятно, почему чувашские предприниматели и чиновники так безразличны к своей истории, чувашскому языку и их не беспокоит будущее родного народа (нации).
Следующая функция – регулятивная. Рассматривая любую деятельность как систему, имеющую свою структуру, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие, психологи считают, что субъекты этой деятельности — человек, группы людей — не пассивны, а активны в своем отношении к ней. Они сами управляют своим поведением в деятельности, сами ориентируют ее развитие в нужных для достижения поставленных целей направлениях. Национально-психологическая регуляция сложна и может осуществляться за счет, например, преимущественного влияния национальной специфики мышления на характер восприятия и оценки обстановки, деятельности за счет традиционных форм и способов.
Национально-психологические особенности не только оказывают влияние на общее проявление психики людей, но и придают этому процессу определенную структуру и содержание [2].
Если говорить о чувашской нации, то они адаптируются болезненно, но быстро. Причина такого явления - геноцидная история болгаро-чувашей. Болгаро-чуваши прошли территориальную трансформацию:
Адаптация происходила по:
Природно-климатическим признакам;
Антропологическим признакам и другим параметрам.
Адаптация происходила за счет перемещения на другие земли, за счет консерватизма и приспособлениям к новым условиям.
В этом процессе, конечно, завязаны не только люди (хура халăх), но и общественно-политические и национально-культурные объединения.
Национальная ориентация (инструменты).
Общественно-политические партии;
Национально-культурные объединения;
СМИ, телевидение, книги, видеофильмы, театр;
Общественное мнение;
Национальная специфика (история, язык, культура, традиции).
Адаптация. Национально-психологические особенности могут способствовать или препятствовать приспособлению людей разной национальности к условиям деятельности. Адаптация при этом выражается не только в приспособлении организма к специфическим условиям труда, но и в приверженности традиционным способам поведения, позволяющим человеку справляться с трудностями, достигать успеха в деятельности. Как показывают психологические исследования, французы, например, легко входят в обстановку благодаря своей сообразительности, энергичности, легкости, подвижности. Англичанам же, которым присуща инертность, требуется значительно больше времени для привыкания к условиям деятельности.
Стабилизация. Несмотря на наличие у представителей разных народов неодинаковых адаптационных возможностей, они так или иначе, рано или поздно приспосабливаются к условиям деятельности. И тогда наступает этап восполнения недочетов или, наоборот, они проявляются более выражено. Результаты психологических исследований свидетельствуют, что у французов, например, быстро снижается энергичный настрой в деятельности, падает активность, теряется уверенность в своих силах, особенно, если их действия не приносят желаемого успеха. У англичан же, как правило, все происходит по-другому. Они, привыкнув к условиям труда, действуют хладнокровно, настойчиво, уверенно.
Стимуляция. Национально-психологические особенности, проявляясь в деятельности, обусловливают определенную динамику (а иногда и содержание) психологической активности представителей конкретных этнических общностей. В зависимости от присущих им воли, динамики и состояния эмоционально-чувственной сферы их психики в процессе деятельности могут возрастать или понижаться воодушевление и деловой настрой, активность предпринимаемых усилий и т.д. Стимуляция последних посредством традиционных, национально специфичных форм поощрения активности дополняет процессы адаптации и стабилизации, придает своеобразие деятельности [2].
Адаптация к религиозной трансформации:
Ислам (922 г.);
Христианство (в 619 г.) Северный Кавказ;
Христианство (в 682 г.) Сувария Алп-Илитвера;
Христианство в 1229 г. (Авраамий Болгарский);
Христианство (с сер. XVI в.) Вхождение Чувашской Болгарии в состав России (Московии).
В условиях XXI в.:
Адаптация к мишарам ЧР;
Адаптация к исламу в ЧР;
Адаптация к «зажатости» между Москвой и Казанью (борьба за территорию, экономику, чувашский народ).
Стабилизация и стимуляция - особый вопрос для чувашского народа.
Мы можем утверждать, что в XXI в., особенно после 2008 г., стабилизация в ЧР происходит, скажем так, в весьма специфических условиях, и говорить об этнопсихологической стабилизации можно лишь, учитывая следующие факторы:
Правительство ЧР понимает, что народ бежит из Чувашии.
Понимает, что надо проводить политику «стимуляции нации».
Строительство социального жилья.
Строительство дорог.
Строительство садиков, школ.
Выделение средств на строительство и ремонт дворцов культуры, театров и т.д.
Увеличение зарубежных инвестиций.
Строительство новых предприятий.
Развитие села.
Поддержка малого и среднего бизнеса.
Фактически правительство ЧР с приходом М.В. Игнатьева проводит «политику стимуляции».
Радиожурнал выходит в эфир каждое воскресенье в 8 утра и знакомит слушателей с новостями национальных республик - Татарстана, Башкирии, Коми, Удмуртии, Мордовии, Марий Эл и Чувашии.
Особое внимание ведущие уделяют межнациональным отношениям, вопросам сохранения языков и культурной самобытности. Не случайно одной из главных тем нынешнего семинара стала проблема национального радиовещания.
- Сейчас мы столкнулись с необходимостью перехода радиовещания на FM-частоту, - рассказала начальник службы радиовещания «Радио Чувашии» Эльвира Тимофеева. – Большинство радиостанций пока работает на УКВ-частотах и по проводному вещанию, что уже стало неактуально. Число «проводов» сильно сокращается, а УКВ-частоты современными устройствами просто не ловятся. Еще одна глобальная задача - это создание передач на национальных языках, чтобы стало больше носителей родного языка и повысилась их грамотность [3].
Национально-психологические особенности, будучи составной частью этого психологического содержания и в то же время формами выражения его национального своеобразия, оказывают влияние на деятельность, придавая ей специфические характеристики. Вместе с тем национально психологические особенности являются и элементом психологических предпосылок эффективности деятельности, к которым отечественные психологи относят особенности мотивации, познавательных, эмоциональных и волевых процессов (частные предпосылки) и положительные психические состояния, степень распределения активности сознания на цель, обстановку, свои орудия производства, свое поведение, динамизм и устойчивость психики (общие предпосылки). Эффективность коллективной деятельности зависит также от сплоченности, навыков и умений членов коллектива, социально-психологической атмосферы, в нем царящей.
Проявление и специфику функционирования национально-психологических особенностей можно рассматривать в качестве психологических предпосылок эффективной деятельности, к которым также относят: трудовую мотивацию, познавательные, эмоциональные и волевые процессы, положительные или негативные психические состояния, целеполагание, морально-психологическую обстановку [4].
Что мы должны иметь в Чувашии?
Благоприятный морально-нравственный климат в обществе.
Здоровый образ жизни (не должно быть алкоголиков, кляузников, жалобщиков, и социальный дискомфорт в Чувашии должен исчезнуть).
И в завершении следует сказать: «На последние национально-психологические особенности также оказывают свое влияние. Эффективность групповой деятельности зависит также от сплоченности, навыков и умений представителей этнических групп».
Что это значит?
Все знают, что с XXI века чувашская нация раскололась на:
Чувашистов;
Нигилистов;
Болгаристов (они были всегда);
Шумеристов (марровцев, появились в 30-40 гг. ХХ в.).
Суваристов (появились в 90-г. ХХ в.).
Кроме того, чувашская нация расколота еще и по партийному признаку:
В Чувашии имеются представительства так называемых парламентских партий: члены партии «Единая Россия», члены КПРФ, члены партии «Справедливая Россия», члены ЛДПР.
Разумеется, присутствуют в республике и представители многочисленных так называемых непарламентских партий, одно перечисление названий которых займет очень много места.
Раскол ощущается и по писательским союзам, интеллигенции. Будучи реальными психологическими явлениями и благодаря присущим им специфическим свойствам, национально-психологические особенности обычно влияют на эффективность деятельности не трех уровнях:
Национального своеобразия организации труда, характера и вида выполняемой деятельности;
Национальной специфики проявляемых в процессе труда профессиональных и творческих качеств людей;
Национального своеобразия морально-нравственного климата.
Таким образом, чувашская нация в XXI в. расколота по партийному признаку, взглядам на этногенез чувашского народа, классовому, религиозному и многим другим признакам [5].
Литература.
Крысько В.Г. Этническая психология/ В.Г. Крысько, СПб, 2008 – С.114.
Крысько В.Г. Этническая психология – С. 116.
Советская Чувашия, 2014, 15 ноября № 198 (25645)
Крысько В.Г. Этническая психология / В.Г. Крысько, СПб, 2008 –С. 117.
Тафаев Г.И. Альтернативные концепции истории, языка и культуры народов Среднего Поволжья: монография/ Г.И. Тафаев, Чебоксары, 2014. – 344 с.
Геннадий Тафаев, доктор исторических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Яковлева»
От «Корпункт»: «Корпункт» напоминает, что изложенная господином Тафаевым точка зрения может не совпадать с позицией «Корпункт»