Тафаев о видах этнических конфликтов в Чувашии

Тафаев о видах этнических конфликтов в Чувашии
Геннадий Тафаев исследует виды этнических конфликтов в Чувашии.
Продолжаем публиковать, что называется, в дискуссионном порядке цикл статей известного в Чувашии ученого, доктора исторических наук Геннадия Тафаева – в своей новой статье господин Тафаев исследует «виды этнических конфликтов в Чувашской Республике» и их «теорию и практику»

«ВИДЫ ЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

По степи сквозь просторы безбрежные,
По дороге проселочной той,
Что простерли колеса тележные,
Ездил дед со своей маетой.
Старый след обозначен загривками,
Под травой они еле видны.
Как забытую сказку, урывками
Помнят эту дорогу сыны.
Лопсон Тапхаев
Исследователи, политологи, психологи, историки, конфликтологи отмечают, что совершенно очевидно, что объективный анализ и осмысление сущности и содержания этнических конфликтов (особенно в социальной сфере) невозможны, во-первых, без учета социально-экономических, политических, социокультурных и социально-психологических ценностей, существующих в конкретном обществе, во-вторых, все понятий «борьба за власть», «политические отношения» [1].
Как известно, в ЧР титульная нация составляет 67,7% населения, в Татарстане- 53,3%.
Что это значит?
Это значит от доминирующего этнического большинства в ЧР, Татарстане и т.д. зависит климат конфликтности или комфортности в республиках и Урало-Поволжском регионе.
Политологи указывают, что борьбу за власть, психологию политических отношений изучает особая отрасль психологической науки — политическая психология.
Естественно, что этнопсихология не может не учитывать ее реалии применительно к специфике межнациональных отношений.
1. Любой человек, так или иначе, стремится к власти над другими людьми, поскольку чувствует в себе определенные внутренние силы для этого, очень часто испытывает и превосходство над ними;
2. Люди всегда выполняют в обществе какие-то конкретные социальные роли, каждая из которых может быть (и, как правило, является) неравнозначной ролям других людей. По этой причине каждый индивид или властвует, или подчиняется;
3. Без отношений господства и подчинения (и соответственно - власти) не может существовать ни одно государство, так как эти отношения необходимы при решении проблем в экономической, политической, культурной, национальной, образовательной и других областях жизни и деятельности.
По этой причине этнический конфликт - это тоже борьба за власть конкретной этнической общности [2].
Мы не говорим о политической психологии, но она в реальности – присутствует, и объективно работает на предотвращение таких конфликтов. Мы говорим о психологии этнических конфликтов.
Можно ли рассматривать военный конфликт между болгарами и кыпчако-татарами в годы Золотой Орды и Казании как конфликт этнических интересов?
Мы думаем, что можно.

Профессор В.Д. Димитриев указывает, как и Н.И. Ашмарин, «чуваши-прямые потомки болгар». Он пишет, что: «В Хулагундской монгольской империи представители элиты получили на¬логовый и судебный иммунитет. В Золотой Орде и Казанском ханстве служилым людям от звания мурзан и выше иммунитет предоставлялся с титулом мафа (документ второй четверти XVI в. опубликован мною). По-видимому, в Зо¬лотую Орду и Казанское ханство титул тархан перешел из Вол¬жской Болгарии. Чуваши — прямые потомки болгар. Поэтому и в Казанском ханстве, и в Российском государстве (до начала XVIII в.) титул тархан имели в основном чуваши. А.И. Артемьев утверждал, что в Казанском ханстве сословие тарханов преимущественно состояло из чувашей. Определено, что в 1679-1680 гг. в Казанской губернии 90% тарханов составляли чуваши. Н.И. Золотницкий в 1870-х гг. выяснил, что в Казанской губернии из 32 селений под названием Торханы 17 -чувашские, одно — чувашско-татарское, три — татарские, два — марийские, этни-ческий состав девяти селений ему не удалось установить. В Вол¬жской Болгарии в состав элиты входили также алманчи — со¬биратели податей и албауты (чув. улпут), занимавшиеся, веро¬ятно, распределением земли крестьянам и ее учетом для нало¬гообложения. В X в. в городах Болгар и Сувар чеканились монеты. На государственном гербе Волжской Болгарии был изображен идущий барс с поднятой передней лапой» [3].
Далее он отмечает, что на рубеже IX-X вв. в Волжскую Болгарию из Хорезма начал проникать ислам. В 922 г. посольство Арабского халифата провело церемонию официального принятия Волжской Болга¬рией ислама. В книге Ахмеда ибн-Фадлана говорится о приня¬тии ислама вначале болгарскими племенами, затем и откоче-вавшими к озеру Хеллече суварами (А.П. Ковалевский ошибоч¬но писал, что суварский народ, не приняв ислама, переселил¬ся на правый берег Волги; мною также было высказано невер¬ное мнение о том, что в последующем принявших ислам мог¬ли назвать болгарами, оставшихся в язычестве-чувашами). Уже в X в. ибн-Русте писал о болгарах: «Большая часть их ис¬поведует ислам и есть в селениях их мечети и начальные учи¬лища с муэдзинами и имамами. Те же из них, которые пребывают в язычестве, повергаются ниц пред каждым знакомым [мусульманином], которого встречают». Дюла Месарош в 1912 г. пишет, что преобладающая часть чувашей в Волжской Болгарии исповедовала ислам. Согласно русским летописям, в 986 г., накануне принятия Киевской Ру¬сью православия из Византии, к киевскому князю Владимиру прибыли мусульманские миссионеры из Волжской Болгарии, чтобы склонить его и всю Русь принять ислам. На вопрос Вла¬димира: «Како есть вера ваша?» миссионеры ответили, что по их вере богатый на белом свете будет богатым и на том свете по смерти, надо «обрезати уды тайныя», не есть свинины, не пить вина, но можно иметь много жен. «Володимерь же слушаше ихъ, бе бо самъ любя жены и блужение (т. е. блуд) многое, и послушаше сладко; но се ему бе не любо, обрезание удовъ, и о неядении мясъ свиныхъ, и о питии вина отьинудь; река (сказал): «Руси есть веселие питье, не можемь без того быти». Так князь отказался принять ислам. В Волжской Болгарии при принятии юридических законов учитывали уче¬ния пророка Мухаммеда, всю жизнь народы стремились стро¬ить по Корану. Будущим налогоплательщикам и воинам не толь¬ко мусульманам, но и язычникам-болгарам (чувашам), марийцам и удмуртам давали арабо-мусульманские, ирано-мусульман-ские, тюрко-мусульманские имена. Так же поступали в отно¬шении многих язычниц-женщин, но из них большая часть со¬хранила языческие национальные имена. Мусульманское духо¬венство участвовало в управлении государством и занималось обучением, воспитанием населения.
Основная часть налогов, податей и пошлин, собираемых с трудовых масс и торговцев, поступала главе государства и слу¬жила общегосударственным нуждам. Члены элиты, военачаль¬ники и чиновники собирали подати и пошлины на себя с вы¬делением им участков. Население несло также воинскую и от¬работочные повинности. Среди финно-угорских этносов также была небольшая прослойка элиты — низовых военачальников и чиновников. Многие историки считают, что эти этносы, сто¬явшие на разных уровнях социально-экономического и поли-тического развития, несли налоговые и другие повинности дифференцированно, в облегченном размере, ввиду чего в Вол¬жской Болгарии социальных противоречий не возникало. Госу¬дарство защищало от внешних неприятностей все этносы. На всей территории Волжской Болгарии имелись земляно-деревянные крепости с военными [4].
Что мы имеем по Болгарскому эльтебериату?
• Численность болгар доходила до 3 млн. человек. Войска Батыя уничтожили за 10 лет войны и восстаний, порядка 1 300 тыс. болгар.
• В годы Тамерланского геноцида дополнительно уничтожили до 800 тыс. болгар, 170 городов и городищ, 2000 поселений. Шло массовое уничтожение этнических волжских болгар. Этнос уменьшился до 200 тыс. человек.
Что мы имеем в годы Казанского ханства?
• Татарско-кыпчакский этнос выдавливал болгаро-чувашей. Фактически шел процесс «забивания» этноса, или шел процесс этнической чистки-ассимиляции. Вопреки таким процессам, все же надо помнить, что, как утверждают некоторые казанские авторы, население ханства достигало до 400 тыс. человек.
Мы склоны согласиться с такой позицией. Но по В.Д. Димитриеву надо видеть:
• Чуваши составляли до 50% населения ханства.
• 20% составляли марийцы, удмурты, часть мордвы и башкир.
• Надо добавить еще 100 тыс. (60 тыс.) русских пленных.
• Таким образом, в ханстве проживало до 400 тыс. населения, из них татар до 20-25%.
Получается, что татары шли (с1445 по 1451 гг.) по пути ассимиляции чувашей и русских. Государственно-религиозная (исламская) политика ханства была направлены на ассимиляцию и выдавливающие из госструктур неисламских этносов. Хотя болгаро-чуваши в ханстве по численности были доминирующим этносом, но ключевые посты в ханстве принадлежали мусульманам.
Государственные институты ханства, культурно-языковая и религиозная исламская политика была нацелена на увеличение доли татарского этноса в Казанском ханстве. Аналогичная политика власти Татарстана сохраняется и в XXI в.
Обратимся к теории проблемы.
Этнические конфликты представляют собой одну из форм политических отношений - конфронтацию между двумя или несколькими этносами (или между их отдельными представителями, между конкретными субэтническими элементами), характеризующуюся состоянием взаимных претензий и имеющую тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн. Эти конфликты возникают, как правило, в многонациональных государствах и имеют форму противостояния «группа -группа», «группа-государство».
Современные западные концепции социального конфликта рассматривают в качестве его источника подавление человеческих потребностей. Например, одна из этих концепций, теория «межэтнического реконструирования жизненного мира», считает, что этнический конфликт возникает как следствие различий, существующих у разных миров. Каждый этнос, этническая группа, по мнению зарубежных ученых, представляет собой особый мир, отличающийся от других, и при взаимодействии различных миров возможно возникновение сложных, конфликтных ситуаций. Отличительной особенностью «миров» является их некритическое отношение к своей этнической общности, а попытка рефлексии означает выход за пределы этого мира.
Специфическая особенность конфликтов между «мирами» заключается в принципиальной невозможности их различения с помощью логики, путем рациональным. Основной причиной, способствующей сохранению «миров», является потребность в значении, т.е. потребность в создании собственного «мира» как условия безопасности, жизнедеятельности, самореализации, идентификации. Любой другой «мир» рассматривается как враждебный и угрожающий существованию данного «мира». Конфликт «миров» означает столкновение способов реализации человеческих потребностей [5].
Что мы имели в годы Золотой Орды? Истребление-геноцид болгар со стороны ордынцев (татар).
Что мы имеем в годы Казанского ханства?
• Выдавливание из центра.
• Исламская ассимиляция.
• Татаризация.
• Принуждение девушек к замужеству за мусульман.
Шло противостояние:
• Мир язычников – чувашей.
• Мир мусульман-татар.
• Мир «чужой»: перешедших чуваш в татаро-исламскую группу (предатели).
Получается, общество в условиях Казанского ханства разделилось:
• Чуваши ( и др.) – язычники;
• Татары (и др.) – мусульмане;
• Русские (другие) – христиане;
• «Чужие» - предатели, которые были «своими», но приняв ислам стали «чужими». «Чужие» - предатели в чувашском обществе еще сохранились до 1912 г. – их было до 3 тыс. чуваш-мусульман.
Общество в XXI в. изменилось, но этноцентризм, межнациональные конфликты и войны сохранятся.
Традиционные аналитические методы урегулирования конфликтов в рассматриваемой ситуации неэффективны, так как субъекты конфликта не желают ни при каких условиях идти на компромисс, уступки, полагая, что происходит посягательство на их жизненно важные ценности и потребности. Подобные конфликты могут быть разрешены с помощью метода межэтнического реконструирования жизненного «мира» - путем создания нового «мира» или в ходе постепенных структурных изменений общества.
Российские ученые считают, что одной из главных предпосылок этнического конфликта выступает идеология национал-экстремизма – теории и практики национального превосходства (неприятия культуры, традиций, религии, обычаев другого народа). Национал-экстремизм, как правило, спекулирует на объективных противоречиях, трудностях экономического, социального, экологического, духовного характера, «белых пятнах» истории, несовершенстве национально-государственного устройства, правовой защиты чести и достоинства граждан, перегибах в кадровой политике. Всему этому придается «национальная» окраска, центр тяжести переносится на противопоставление народов, проповедь исключительности «своей» нации и возложение вины на инонационального соседа.
Отечественная наука подчеркивает и тот факт, что искусно подогреваемые национальные чувства как бы накладываются на реально существующие проблемы, затем включается такой универсальный механизм всякого национал-экстремизма, как политическое хамелеонство и «всеядность», способность вступать в коалицию с самыми полярными идейными течениями и откровенными преступниками, коррумпированными кругами, в том числе из структур официальной власти, «кланами», где каждый преследует чаще всего далеко не национальные интересы, а свои собственные. В определенный момент межнационального конфликта национал-экстремизм приобретает характер «национального единства», временного межнационального союза для борьбы с общественной системой, блокирования властных, правительственных решений [6].
Что главное в этом конфликте в XIV в. (Золотая Орда- 1243-1445 гг.)?
• Кадровые вопросы (захват административных должностей).
• Убийство аристократии болгар.
• Привлечение (подкуп) части аристократии на сторону татар-кыпчаков.
• Принуждение их детей к службе в войсках Орды.
• Захват детей для рабства и их отправка в другие регионы Орды.
В годы Казанского ханства (1445-1451 гг.):
• Принуждение к службе в ханской армии.
• Административный диктат: исламизация, татаризация, грабеж, принуждение, убийства оппозиции.
• Захват лучших земель, пастбищ и рыбных промыслов.
Этнограф С.М. Михайлов о ханском периоде в рассказе «Предания чуваш» пишет: «Чуваши вообще представляют пример скромности, покрываемой большим невежеством, и замечательны неопрятностию жизни. О собственном же значении, то есть кто они, откуда и кто их предки, нечего и расспрашивать, потому что многие из их не имеют даже о себе и лож¬ного понятия; но благоразумнейшие, хотя и сбивчиво, знают о происхождении своем от праотцов... о всеобщем потопе с примесью ложных повестей, о смешении языков, коих насчитывают во всем мире до 77, и в числе сих 77 почитают главными 6: татарский, чувашский, черемис¬ский, мордовский, калмыцкий и русский, прочие же язы¬ки считают или отдаленными, или не стоящими внима¬ния. Из ближайших к ним событий твердо знают о кре-щении дедов их и построении приходских церквей, запре¬щении курить кумышку, Пугачевском бунте, от коего они почти всегда считают лета своих отцов или родственни¬ков, смотря по тому, в те ли годы они родились, когда происходил сей бунт или после сих лет и во сколько именно времени [7].
Большая часть их не знают родословия своего далее деда или прадеда; но некоторые продолжают высчиты¬вать своих предков за целые 200 лет, или даже далее, и большею частию доходят до родоначальников их дере¬вень, по коим сии названы, так кале по дедам или праде¬дам их, или по каким-либо особенным событиям названы многие околодки. В последнем случае я здесь приведу один пример: в Козьмодемьянском уезде есть чувашская деревня Татаркасы. На спрос, почему деревня эта называется Татаркасы, отвечают чуваши, что основатель оной был хромой татарин, пришедший от Казани после взятия ее русским царем. Поселился он здесь в лесу на избранном им месте, на котором наконец поселились и они, чуваши, почему и называется деревня их Татаркасы (касы значит «околодок»).
По преданиям известно чувашам, что они были у та¬тар в «подданстве и жили почти в непроходимых лесах, выбирая себе по произволу для жительства или готовые чищобы, или сами расчищая для себя вновь понравив¬шиеся им в лесу места. Единственное вооружение их состояло в стрелах, которыми они убивали мелких зве¬рей и своих неприятелей, а дичь ловили петлями. Имели довольно пчел, по жительству в лесных местах: мед был у них в изобилии, так что во время охоты, заходя к кому-либо в дом в небытность хозяина, смело наедались его меду и в знак благодарности втыкали в медовые кадки свои стрелы, по древнему будто бы их обыкновению. У жителей лесных хлебопашество было в незначительном виде; не было у них и гумен, а молотили хлеб в поле, как ни попало, который отправляли на продажу не на телегах, как ныне, а навьючив мешки на лошадей, как степные жители; о телегах же и понятия будто бы не имели. Зимою жили они в избах, а летом выходили они в лачуги (по-чувашски-лась), каковую жизнь и до¬ныне они ведут.
О взятии Казани московским царем Иоанном Ва¬сильевичем Грозным рассказывают сами чуваш таким образом: цари казанские, у которых они были в поддан¬стве, взимали с них большие налоги; посылаемые от них вельможи для поборов теснили чуваш и будто бы уводи¬ли к царям в неволю девиц их. Чуваши, будучи не в состоянии переносить таковых угнетений, решились на¬конец искать покровительства у московского царя. Он их принял ласково, обещал им покровительство. Потом соб¬рался воевать в Казань, и они, чуваши, при сем случае содействовали войску во взятии этого неприязненного для них царства: указывали воеводам русским дороги и секретно устроенные татарами укрепления [7].
Казанские мусульмане-татары:
• С чувашей взимали большие поборы.
• Войска теснили чуваш.
• Грабили чуваш.
• Уводили в полон чувашек и детей.
В условиях XXI в., как отмечают психологи в РФ, существуют межнациональные конфликты.
Эти два вида конфликтов ученые часто обобщенно называют межнациональными, понимая под ними любые противоборства между государствами и субгосударственными территориальными образованиями, причиной которых является необходимость защитить интересы и права соответствующих наций, народов или этносов.
Во-вторых, возможна классификация этнических конфликтов по приоритетным целям, сформулированным одной из сторон, а следовательно, и по возможным последствиям для полиэтнического социума, в котором конфликты развиваются.
По этому признаку обычно различают:
1. социально-экономические конфликты, возникающие на основе требований выравнивания уровня жизни, социально-профессионального состава и представительства в элитных слоях (со стороны представителей, «отстающих» этнических групп) или прекращения льгот, субсидий и экономической помощи «другим» (со стороны членов «лидирующих» групп). Такие конфликты являются следствием неудовлетворенности своим правовым статусом той или иной нации, не имеющей собственной государственности или имеющей ее в усеченной форме. По сути это конфликты с властными структурами государства, в составе которого находится данная нация, но зачастую эти структуры отождествляются с народом, давшим наименование этому государству (например, абхазо-грузинский и осетино-грузинский конфликты, события в Чечне, Приднестровье, ряде других регионов);
2. этнотерриториальные конфликты, которые, как правило, имеют глубокие исторические корни. С учетом того что в России национально-территориальные границы по существу отсутствовали, а в СССР они зачастую были произвольны, неоднократно сдвигались, и ареал расселения многих народов весьма широк и пестр, — конфликты такого рода особенно опасны и трудноразрешимы. Чрезвычайно остро они протекают в местах насильственного переселения депортированных народов и на их исторической Родине при реализации права на возвращение прежних территорий (борьба между ингушами и осетинами за Пригородный район, конфликты крымско-татарский, нагорно-карабахский, в пограничных районах среднеазиатских государств, России и Казахстана, Украины и Молдовы — всего таких спорных территорий в бывшем СССР специалисты насчитывают около 100);
3. этнодемографические конфликты, которые возникают там, где реальна опасность размывания, растворения этноса в результате быстрого притока иноязычного населения. Приоритетным требованием в таких случаях становится защита прав «коренной нации», введение разного рода ограничений для «пришлых». Такого рода конфликты характерны для Прибалтики, Молдовы, ряда республик Российской Федерации.
По формам проявления этнические конфликты могут быть насильственными (депортация, геноцид, террор, погромы и массовые беспорядки) и ненасильственными (национальные движения, стихийные шествия, митинги, эмиграция), а по продолжительности — долговременными и кратковременными.
Конфликты:
• социально-экономические;
• этнодемографические. Этнодемографическая война, которая привела в «болгарскому холокосту» (уничтожено более 3 млн. болгарского населения).
• этнотерриториальные. В Золотой Орде на землях волжских болгар шла война конфликтов (захват Батыем и Тамерланом земель и уничтожение «лишних» восставших болгар).
В Казанском ханстве доминирующим стал социально-экономический конфликт + этнотерриториальный + этнодемографический + этнокультурный + этнорелигиозный.
В Казанском ханстве из-за всех «перегибов» мусульманского государства, чувашская аристократия во главе с князями Ахкубеком Тогаевым и Магметом Бозубовым подняли национально-освободительное восстание за выход их ханства.
Профессор В.Д. Димитриев в книге «Мирное присоединение Чувашии к российскому государству» [7], в заключении так пишет: «В боях за взятие Казани и антимосковском движении 1552-1557 гг. погибли десятки русских, татар, луговых марийцев, немалое количество удмуртов и, вероятно, левобережных чувашей Чувашской и других даруг. Правобережные чуваши, помня о разгроме Волжской Болгарии, ее городов и селений монголо-татарами в 1236 г., об опустошении Болгарской земли золотоордынскими ханами и эми¬рами, походами Аксак-Тимура 1391 и 1395 гг., северо-восточных рус¬ских князей и новгородских ушкуйников и главным образом граби¬тельскими и всеуничтожающими нападениями Мангитского юрта Едигея в конце XIV — начале XV вв., пережив нестерпимый гнет казанских ханов и феодалов, оказавшись по соседству с русскими посе¬лениями и установив с ними добрососедские отношения, мирно, по челобитью вошли в состав России в июне 1551 г., сохранив себя от кровавых жертв Казанской войны и антимосковского движения 1552-1557 годов. Сами годы мирного присоединения Чувашии к России, годы национально-освободительной борьбы чувашей, увенчавшей¬ся ликвидацией ига казанских ханов и феодалов, годы трехлетней льготы от ясачных платежей запомнились народу как лучший период его многострадальной истории, нашедшей отражение в чувашском фольклоре: «Йăван ĕмпÿ чухнехи пурнăçа мĕн калăн - Что и говорить о жизни при царе Иване».
Значение мирного присоединения Чувашии к России можно определить, разумеется, с учетом всего исторического пути чувашско¬го народа с середины XVI в. до настоящего времени. Присоединение явилось кардинальной, переломной вехой, определившей характер дальнейшего развития нашего народа. Оно представляло собой значительный акт для России, являясь преддверием дальнейшего продвижения на Восток и одним из источников ее доходов [8].
После Батыевского, Тамерланского геноцида война за независимость Чувашии от Казанского ханства была наиболее кровопролитной, по моим подсчетам, могло погибнуть до 10-16 тыс. чувашского населения, а всего в конфликте между Россией (Московией) и ханством могло погибнуть до 50 тыс. жителей.
Были конфликты на социальной, религиозной почве (восстания Болотникова, Степана Разина, Емельяна Пугачева), но на межэтнической почве – нет.
Конфликты, конечно на бытовом уровне происходили, были и на религиозном. Христиане-чуваши, язычники-чуваши и татары-мусульмане.
Среди многообразных предпосылок, выступивших в качестве причин реальных этнических конфликтов и конфликтных ситуаций в СССР и постсоветских государствах, можно, например, выделить следующие:
социально-экономические (неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях или органах власти);
политические (возрождение этничности в любой стране сопровождается появлением новых политических лидеров меньшинства, которые добиваются большей политической власти в центре и в автономии на местном уровне; они расторгают прежние идейно-политические союзы, подвергают сомнению легитимность существующей государственной системы, отстаивая право на самоопределение меньшинства как равноправного члена международной политической системы, как нации среди наций);
культурно-языковые (недостаточное, с точки зрения представителей этнического меньшинства, использование его языка и культурных символов в общественной жизни).
Под объективизацией понимается процесс осознания конкретными людьми существующего порядка вещей в окружающей социальной действительности и появление стремления к его изменению, если он чем-то их не устраивает. Например, представители интеллигенции, как правило, первыми осознают несправедливое ущемление национальных интересов своего народа. Начало деятельности этнонациональных движений и партий (а следовательно, и зарождение этнических конфликтов) как раз и характеризуется активной пропагандой фактов подобного рода ущемления. При этом такие факты трактуются как результат целенаправленной деятельности другого народа или государственных институтов, выражающих его интересы.
этнодемографические (сравнительно быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграционных процессов и различий в уровне естественного прироста);
экологические (ухудшение качества окружающей среды и используемых природных ресурсов в результате их загрязнения или истощения вследствие использования представителями иной этнической группы или государством, ассоциируемым с другим народом);
этнотерриториалъные (несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов);
исторические (прошлые взаимоотношения народов — войны, отношения политического господства — подчинения, депортации и связанные с ними негативные аспекты исторической памяти);
конфессиональные (включая различия в уровне религиозности населения);
культурные (культурные различия в широком смысле слова, от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры);
психологические (угроза насильственного разрушения привычного образа жизни, материальной и духовной культуры, эрозия системы ценностей и традиционных норм по-разному воспринимаются социальными группами и индивидами в этносе; в целом все это вызывает в этнической общности защитные реакции, так как отказ от привычных ценностей предполагает признание превосходства ценностей доминирующего этноса, порождает чувство второсортности, представления о национальном неравенстве) [9].
1.Объективно, к сожалению, в условиях изъятия у чувашей их болгарской части истории со стороны татаро-кыпчаков усиливается психологический дискомфорт между татаро-казанцами, мишарами и чувашами.
2.В перспективе в XXI в. это может вылиться в конфликт.
3.Имеется подозрение, что в настоящее время идет не афишируемый процесс со стороны Татарстана «покупки» национальных лидеров чувашского народа. Есть также версия о том, что лидеры национально-культурных объединений задабриваются с двух сторон: со стороны чувашской власти и татарско-казанской власти. В стороне не остаются и лидеры исламских центров. Если таковые явления действительно имеют место, то это работает на «раскол».
Литература.
1.Крысько В.Г. Этническая психология/В.Г. Крысько, СПб, 2008. – С. 219.
2.Там же – С.219.
3.Чувашский народ в составе Казанского ханства – Чебоксары, 2014. – С.105.
4.Там же – С. 106.
5.Крысько В.Г. Этническая психология. – С.220.
6.Там же – С.220.
7.Димитриев В.Д. Мирное присоединение Чувашии к российскому государству/В.Д. Димитриев, - Чебоксары, 2001. 120 с.
8.Там же – С. 102.
9.Крысько В.Г. Этническая психология/В.Г. Крысько. – СПб., 2008. – С.223-224.
Геннадий Тафаев, доктор исторических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Яковлева».
От «Корпункт»: «Корпункт» напоминает, что изложенная господином Тафаевым точка зрения может не совпадать с позицией «Корпункт»

Joomla SEF URLs by Artio