Тафаев про этнографические общества

Тафаев про этнографические общества
Геннадий Тафаев анализирует этнографические общества в процессе трансформации чувашского народа.
Исследователь на полном серьезе утверждает, что на болгаро-огурскую цивилизацию оказали серьезное влияние китайская и индоарийская цивилизации
Продолжаем публиковать, что называется, в дискуссионном порядке цикл статей известного в Чувашии ученого, доктора исторических наук Геннадия Тафаева – в своей новой статье господин Тафаев анализирует «этнографические общества в процессе трансформации чувашского народа»

«ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ЧУВАШСКОГО НАРОДА

...Он говорит: «А ну-ка, человек,
Берись за дело, короток твой век!»
Юрий Семендер
При исследовании историй чувашского народа и трансформации мы предлагаем направления данного процесса:
1. Военно-политическое;
2.Социально-экономическое;
3. Этнокультурное (этноязыковое);
4. Этнопсихологическое;
5. Религиозное;
6. Этнотерриториальное;
7. Антропологическое.
В данной статье нас интересует процесс этнопсихологической трансформации. Мы всегда отмечаем, что болгаро-чувашская цивилизация-детище востока. Она стала формироваться в условиях Азии или Центральной Азии.
Поэтому мы утверждаем, что болгаро-чувашская (огурская R-цивилизация) является евразийской.
Мы можем, на полном серьезе, утверждать, что на болгаро-огурскую цивилизацию оказали серьезное влияние китайская и индоарийская цивилизации. Таким образом, мы можем утверждать, что болгаро-огурская (R-цивилизация) в процессе азиатской (этнопсихологической) трансформации впитала в себя все хорошее из человеческих сообществ Азии и Евразии.

Даже в XVIII в. чувашское общество было статичным. Вопреки монголо-татарскому разгрому Волжской Болгарии и даже религиозной
трансформации чувашское православное общество сохранило до сер. XIX в. языческие традиции. Активно действовали Киреметь и функционировала система жреческой касты. Исследователь В.Г. Крысько в пособии «Этническая психология» пишет: «Деятельность человека за последние два столетия и особенно в XX в. приобрела глобальный, т.е. всемирный, характер. Между тем всего несколько сот лет назад отдельные народы и расы зачастую развивались обособленно друг от друга, разделенные в те времена непреодолимыми природными и другими преградами. В истории человечества были и такие случаи, когда отдельные государства сознательно изолировали себя от внешнего мира, чтобы предотвратить воздействие других народов на собственную историю. Такие попытки, например, в Китае, стране древней и уникальной культуры, привели к «консервации» общественной жизни и многовековому застою. Схожие процессы имели место и в Японии до начала XX столетия» [1].
Изолированность (самобытность) была характерна для чувашского общества порядка до сер. XIX в. и только с образованием Симбирской учительское школы И.Я. Яковлева процесс самоизоляции чувашей был ликвидирован.
• Консерватизм Китая;
• Консерватизм Монголии;
• Консерватизм Японии.
Конечно, мы можем сказать, что «консерватизм» имел последствия для чувашского общества.
1. Например «консерватизм» закрепился в Х в. (922 г.) после принятия ислама, но вера мусульманская была принята до 7-10% населения.
2. «Консерватизм» усилился по мере Батыевского и Тамерланского геноцида, когда было уничтожено до трех млн. болгар.
3. «Консерватизм» закрепился и в ходе Пугачевского восстания, когда было уничтожено до 110 священнослужителей на территории Чувашского края. Можно сказать, что произошел всплеск «самурайского восстания» чувашской аристократии. Таким образом, религиозный и языковой факторы стали работать в процессе ликвидации самобытной («консервации») изоляции.
Традиции Китая и Японии сохранились в чувашском обществе и в XXI в. Мы можем привести четыре народных традиций имеющие в
японской религии:
Издавна в Японии поклонялись и волку. Это животное считалось духом гор Оками. Люди просили Оками защитить посевы и самих тружеников от различных напастей. Так, рыбаки до сих пор просят его о ниспослании благоприятного ветра.
Культ Кашкара в болгаро-чувашской R-язычной цивилизации сохранился и до XXI в. Кашкар для чуваш был тотемом всех тюрков.
В древней Японии существовал своеобразный культ змей и моллюсков. Вообще-то в настоящее время японцы бестрепетно употребляют их в пищу, но некоторые виды змей и моллюсков считаются священными до сих пор. Это таниси, обитатели рек и прудов. Некоторые ученые полагают, что благоговейное отношение к таниси пришло в Японию из Китая.
Для болгаро-чувашской цивилизации с древности и особенно с Х в. характерен культ змей, но в форме «страха» народа перед змеями. Сохранились чувашские предания об основании г. Хусан (Хузан- Казань), когда было принято решение разбросать на месте Казани солому и со всеми землями их сжечь. Второй эпизод связан с Ибн-Фадланом (922 г.), когда он описывал большое количество змей в Волжской Болгарии. Чуваши использовали змей в пище, а из яда делали различные мази. Первозданный культ змей, который был в Китае и пришел в Японию, конечно, у болгар забылся (храмы), но страх и почтение перед змеями и их изображениями сохранился. Мы считаем, что традиция веревочного узора на столбах, воротах и одежде сохранившаяся и в XXI в. у чуваш уходит в Империю Модэ, Империю Аттилы.
3.3 Также существовали верования, что удачу и счастье японцу принесет стрекоза томбо, которая ассоциировалась с храбростью и даже с национальным духом. Стрекозу воспринимали как воинственное насекомое, поэтому было принято носить предметы с изображением стрекозы. Этот обычай сохранился и сейчас; изображение стрекозы можно увидеть на вещах, одежде мальчика. Такое отношение к стрекозе идет из глубины японской истории, когда Японию называли «землей стрекозы». И теперь еще можно встретить в литературе слово «стрекоза» как синоним Японии.
В болгаро-чувашской мифологии стрекоза стала бабочкой, но произошла метаморфоза. Болгаро-огуры бабочку воспринимали как «дух усопшего».
• Душа человека в образе бабочки летает и бабочку нельзя обижать. «Бабочка-дух» усопшего предка летает около нас и смотрит на наши дела.
• Вторая-собака. Например, душа умершего предка у чуваш может войти в тело собаки и присутствовать на свадьбе, похоронах и т.д. На свадьбе поощряется пускать собаку во двор , где происходят торжества и «собака-дух-предка» разгуливает на свадьбе своих родственников.
Данные традиции, конечно очень древние и уходят в далекое болгаро-чувашское (огурское), китайское, японское, корейское прошлое (до I в. н. эры).
4. Японцы боготворили плакучую иву (янаги). Ее изящные тонкие ветки, колышущиеся под малейшим дуновением ветра, вызывают у них высокие эстетические чувства. Многие поэты воспевали с древних времен янаги, художники часто изображали ее на гравюрах и свитках. Все грациозное и изящное японцы сравнивают с ветвями ивы.
Янаги японцы относили к деревьям, приносящим счастье и удачу. Из ивы делали палочки для еды, которыми пользовались только в
праздник Нового года.
Для болгаро-чувашской R-язычной цивилизации культ ивы-ветлы был закреплен еще до I в н. эры. Культ ивы и ветлы был культом хунну-Модэ.
При шаньюе Модэ (хунну) поклонялись культу ивы. Поэтому ива для огурской цивилизации является первоосновной (еще до дуба) мировоззрения и религиозного почтения. Вероятнее всего монгольская цивилизация переняла культ ивы от огурской, да и китайцы взяли от огурской (болгаро-чувашской цивилизации.
Второй процесс – это раса и антропологическая трансформация чувашского R-язычного общества. Исследователь Владимир Крысько о расовой трансформации человечества пишет, что расы - (от лат. ratio- категория, разряд) человека (биологического вида Homo sapiens) характеризуются общими наследственными физиологическими особенностями, связанными с единством происхождения и определенной общностью распространения.
Наиболее отчетливо выделяются три основные группы рас — Негроидная, европеоидная и монголоидная. Основные признаки отличия рас — цвет кожи, глаз, волос, форма черепа, длина тела и т.д. — не должны абсолютизироваться. Все расы современного человечества
облагают равными биологическими возможностями для достижения высокого уровня цивилизации [2].
Для чувашского народа (началаXXI в.) характерно:
3% - монголоиды;
21 % - европеоиды;
76 % - «смешанные».
Процесс антропологической трансформации шел всегда и наиболее результативно происходит с ХХ в. Можем сопоставить антропологическую трансформацию и территориальную.
Два направления друг на друга накладываются.
По В.Г.Крысько, наиболее значимыми в социальной структуре являются такие группы, как классы, этносы, нации, религиозные конфессии. Каждая из этих групп, в свою очередь, состоит из многочисленных составляющих их элементов, в результате чего социальная жизнь общества напоминает нечто вроде картинки калейдоскопа, в котором, с одной стороны, возникают самые разные фигуры и их сочетания, а с другой - присутствуют определенная система и порядок.
Психологическая наука обычно различает следующие виды групп: статистические (мужчины, женщины, старики и т.д.) и естественные; большие (классы, нации, партии, религиозные) и малые (с 3 до 5 человек); организованные и неорганизованные.
Разделение групп на виды - не самоцель, так как представителям каждой из них присущи свои социальные и психологические особенности [3].
Болгаро-чувашская нация прошла все стадии своего историко-этнического развития. Чувашский этнос (нация) и в условиях XXI в. развивается и мы думаем, что он имеет и в XXI в. свое будущее...
Литература.
1. Крысько, В.Г. Этническая психология – М., 2008. – С.70.
2. Там же. – С. 71.
3. Там же. – С. 72.
Геннадий Тафаев, доктор исторических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Яковлева»
От «Корпункт»: «Корпункт» напоминает, что изложенная господином Тафаевым точка зрения может не совпадать с позицией «Корпункт»

Joomla SEF URLs by Artio