Вникли в асимметрию клетки и мюоны зарождения жизни

Вникли в асимметрию клетки и мюоны зарождения жизни
Когда-то, видимо, наступит время простых и ясных ответов на извечные пока вопросы про то, как возникла, собственно, жизнь, какие факторы были главными в ее возникновении, почему она подвержена старению, есть ли в реальности хотя бы один-единственный механизм омоложения и существуют ли на свете потенциально бессмертные организмы.
Пока ни простых, ни даже сложных, но понятных и всеобъемлющих ответов на них нет. Таковых не имеется - даже у детелей науки. Но у них - есть теории и гипотезы по ним.
Каждая из них - по своему хороша, но - не совершенна, потому что их создатели, прекрасно разъясняя и объясняя одни ключевые моменты, не имеют стопроцентных доказательств по множеству других. Поэтому вступают в область, пусть и научных, но все-таки - предположений. А в вопросах жизни и смерти и - следовательно - хотя бы потенциального бессмертия, как ни в чем другом, требуется - так уж устроен человек - конкретная и полная ясность.
Сам такой поиск и искание выглядит слегка прожектерским. Потому как отыскивать потенциально бессмертные организмы в мироздании, в коем никому и нечему, кажется, не избежать времени,- вроде как даже и бессмысленно.


Но в неуклонно стареющей планете Земля, коей во вселенной отмерян и свой временной черед, однажды же жизнь по факту не просто зародилась, а развилась, явив великое многообразие форм, и в ней сквозь череду эволюционных миллионолетий до сих пор неостановимо идет перманентный процесс заступления новой жизни на смену старой. Идет - даже и в одноклеточных организмах. Не исключено, что это происходит, в том числе, и из-за конкретно имеющейся даже и в одноклеточных организмах так называемой «бессмертной цепи», и потенциально бессмертные организмы могут существовать.
Немалое количество современных деятелей науки в этом просто-таки убеждены, а некоторые из них даже и выстраивают вполне себе стройные гипотезы, что это уж непременно так, а не как-нибудь иначе.
Вполне научные основания и базис у них имеются.
Поскольку и сама современная наука на данный момент вообще-то не обладает полными и однозначными знаниями о том, что такое, собственно, «старение», «как точно определить старение, почему живые организмы стареют и одинаковы ли причины этого процесса у разных видов» и даже «с уверенностью сказать, всех ли он затрагивает».
Дабы прояснить это все, как утверждается, следует «либо обнаружить какой-то признак старения, который заведомо объединяет все живое на Земле, либо найти пример организма, у которого никаких признаков старения не наблюдается».
Посему, как полагают деятели науки, вопрос о наличии потенциально бессмертных организмах не только рано списывать в утиль - на него может быть даден даже и положительный ответ.
Ныне вот специализирующися на открытиях науки издания повествуют в своих пересказах о выдвижении французским биологом Эриком Баптестом и его коллегами новой теории. Основана она на допуске о так называемом ассиметричном делении клетки, даже и одноклеточной, и универсальном его характере для всего живого. Биолог-француз и его соратники, как повествуют в своем пересказе «Элементы», построили даже «модель старения одноклеточных, согласно которой каждое их деление асимметрично — даже если внешне обе клетки-потомка выглядят равноценными». Более того - из той модели даже «следует», «что механизмы омоложения есть у любого организма».
«Они предложили универсальный механизм асимметрии для всех живых существ на Земле, вне зависимости от формы, размера и количества клеток. И связали его с копированием ДНК,- поясняют «Элементы».
Тут принципиально важен постулат о том, что так называемого «симметричного деления клеток» вообще «не существует».

«Коль скоро симметричного деления клеток не существует, то асимметрична и каждая клетка, неся в себе «старую» и «новую» цепи ДНК. Следовательно, каждая клетка дает начало одной «старой» дочери, которая наследует «старую» цепь, и одной «омолодившейся», которой достаются новая и еще более новая цепи. Опираясь на эту модель, Баптест и коллеги распространили теорию «одноразовой сомы» на одноклеточные организмы. Они предлагают считать сомой менее «удачливую» из дочерних клеток, а половой линией — ту, которой посчастливилось «омолодиться». Они отмечают, что этот механизм асимметрии, как наиболее универсальный, должен быть и самым древним. Остальные же принципы неравноценного деления, которых известно множество и при которых в материнской клетке остаются белковые агрегаты, поврежденные митохондрии, бракованные молекулы ДНК и прочий «мусор», Баптест и коллеги считают вторичными.
Deyateli nauki vnikli v asimmetriyu kletki i vliyanie myuonov na zarozhdenie zhizniИз этих рассуждений следует, что микроорганизмы можно рассматривать как двухклеточные существа, которые при делении образуют одну клетку-сому и одну «половую» клетку. И только в этой паре имеет смысл говорить о старении (оно достается клетке-соме) или омоложении (которое выпадает на долю «половой» клетки). С этой же позиции можно было бы рассуждать и о том, почему некоторые одноклеточные выбрали для себя явную асимметрию деления (как почкующиеся дрожжи), а другие — скрытую (как кишечная палочка). Впрочем, таких рассуждений уже было немало: например, есть мнение, что чем выше уровень стресса, которому подвергается популяция, тем резче асимметрия, потому что чем сильнее стареет клетка-сома (например, чем больше мусора в ней остается), тем моложе оказывается «половая» клетка и тем больше от этого выигрывает популяция в целом.
Таким образом, если асимметрия универсальна, то у любых одноклеточных существ можно найти признаки асимметрии и старения — как репликативного, так и физиологического. Баптест и коллеги предсказывают, что, если их теория верна, то рано или поздно это получится сделать с любым видом. Репликативную асимметрию измерить легче — достаточно сортировать клетки после каждого деления и подсчитывать, сколько раз они способны произвести потомство. С физиологической асимметрией будет сложнее, однако исследователи полагают, что этого можно достичь, если заблокировать в клетках деление (с этим успешно справляются некоторые яды),- объясняется в пересказе.

дополнительные материалы
Деятелям науки идти еще аллелями

«Элементы» указывают, что французский биолог и его коллеги, «опираясь на известные случаи асимметричного деления и полуподтвержденную теорию бессмертной цепи», «предположили, что симметричное деление в природе невозможно», и далее, взяв за основу это утверждение, - «распространили теорию «одноразовой сомы» на все живые организмы».
Примечательно, что «Элементы» полагают, что теория французского деятеля науки и его соратников вполне проверяема, и такая проверка принесет довольно значительные новации, в том числе и об эволюции живых существ и о интригующей деятелей науки проблеме старения и наличии так называемых потенциально бессмертных организмах.

Deyateli nauki vnikli v asimmetriyu kletki i vliyanie myuonov na zarozhdenie zhizni1«Если удастся получить свидетельства об избирательном расхождении хромосом у прокариот и эукариот, то можно будет говорить об универсальности асимметричного деления. А если при этом у прокариот продолжат находить признаки старения, то придется заключить, что этот феномен универсален и забыть о потенциально бессмертных организмах. Но старение — палка о двух концах, и если оно универсально, то должны быть универсальны и механизмы омоложения,- подчеркивают «Элементы».

Сдается, впрочем, что результаты проверки теории французского биолога не дадут прямых и простых ответов. Они, видимо, будут, как всегда, неоднозначно сложными. Следовательно - произойдет их дальнейшая перепроверка деятелями науки. Слишком просто объянить эволюцию живого, быть может, и вовсе не так-то и просто.
Как, видимо, перепроверят деятели науки и новую теорию специалистов Стэнфордского университета об одной из решающих ролей космических лучей в зарождении жизни на Земле, по которой нужную для зарождения жизни конфигурацию ДНК и РНК сформировали бомбардировавшую Землю в период предбилогической эволюции высокоэнергетические частицы в виде мюонов, благодаря им сформировалась требуемая для зарождения жизни так называемая «хиральность биологических соединений». О данной новой гипотезе деятелей науки, опубликованной в Astrophysical Journal, повествует в своем пересказе «Лента.ру».

«Высокоэнергетические частицы в составе космических лучей сталкивались с азотом и кислородом в верхних слоях атмосферы Земли, порождая поток мюонов, достигающих поверхности. В то же время нуклеиновые кислоты, принимающие участие в предбиологической эволюции (то есть до появления первых живых организмов), принимали правостороннюю и левостороннюю спиральную конфигурацию. Мюоны же заставляли правосторонние ДНК и РНК мутировать и, следовательно, эволюционировать быстрее, делая их более стабильными и подходящими для живых организмов,- говорится в пересказе.

Деятели науки вообще предполагают, что в силу такого влияния тех космических лучей вообще все «углеводы в составе ДНК имеют правостороннюю конфигурацию как на Земле, так и на других планетах» во Вселенной. То есть - это, возможно, данные, касающиеся не только эволюции Земли, но и эволюции уже всей Вселенной.