На орбите белое с серым убывает

На орбите белое с серым убывает
Все-таки космос – не дом для земных созданий, а сугубо враждебная среда, в коей им просто не выжить без скафандра и аналогичных защитных приспособлений. Да и то – в весьма короткий отрезок времени. Чуть больше они могут пробыть в капсуле космического корабля, а в открытом космосе в чистом виде – их ждет мгновенная погибель, от пронизывающего все и вся космического радиационного излучения, вселенского холода и мириад тому подобных штук.
Будь это человек, либо малютка-моллюск в несколько сантиметров.
Дом для земных созданий – Земля, где они, собственно, и возникли в ходе эволюции.
Космос для человека, быть может, еще более губителен.
Na orbite beloe s serym ubyvaet1Na orbite beloe s serym ubyvaet2Потому что он – помимо прочего – прямо воздействует на серое и белое вещество его мозга, сокращая и уменьшая у пребывающего в космическом корабле космонавта объемы и того и другого. Это по результатам специальных исследований, в том числе – и через магнитно-резонансную томографию, у десяти пробывших в космосе по полгода космонавтов до полета и после него установила группа американских, российских, немецких и бельгийских ученых из ряда научных центров.
Об этом в своем пересказе опубликованных в The New England Journal of Medicine результатов работы исследователей повествует «Наука и жизнь».
Примечательно, что серое вещество (а это - тела нейронов и разветвленная сеть их отростков-дендритов, по коим до нейрона и доходят импульсы от других нервных клеток, а также вспомогательные клетки нервной ткани) убывало в самых разных областях мозга космонавтов, однако по истечении какого-то времени его объем почти восстанавливался до предполетного.


Между тем, белое вещество (оно образуется «длинными отростками-аксонами, которые отводят сигнал от нейрона») убывало лишь в какой-то конкретной зоне, но его объем после полета не возвращался до предполетного состояния, а, наоборот, продолжал уменьшаться.
Изменения в объемах ученые также заметили у цереброспинальной, или спинномозговой, жидкости, коя «циркулирует в полостях спинного и головного мозга, регулируя обмен веществ и поддерживая биохимическое равновесие в нервной ткани»: после полета в каких-то зонах ее «становилось больше», а в каких-то – «меньше». Через какое-то время объем спинномозговой жидкости в центре головного мозга становился практически равен предполетному , но при этом «в пространстве между мозгом и черепом» ее объем увеличивался.
Na orbite beloe s serym ubyvaetИнтересно, что деятели науки пока и сами не ведают, каким образом происходившие в мозгах космонавтов изменения воздействовали на когнитивные способности астронавтов, их память и прочие важнейшие для человека функции – они пока еще только собираются это установить через новые специальные исследования.
И данное открытие деятелей науки, быть может, возвещает о новых трудностях в освоении человеком космоса.
Быть может, тут вообще может речь идти лишь об одностороннем освоении: космосом - человека.
А вот крошечное земное создание – пятисантиметровый голожаберный моллюск филлирое (Phylliroe bucephala), в космосе мог бы жить разве что лишь в аквариуме на космическом корабле, да и то – не факт.
дополнительные материалы
Каракатицы задали новые вопросы ученым

Хотя он, как повествуют в своем пересказе «Элементы», и прошел «через ряд удивительных эволюционных адаптаций» и является необычным и где-то даже уникальным существом. Его эволюция сделала абсолютно прозрачным и научила жить в планктоне и питаться медузами, люминесцировать и плавать со скоростью до десяти метров в минуту, но он при этом не может жить на суше и тверди земной.
Чего уж говорить – про существование его в космосе.