От барьера к барьеру

От барьера к барьеру
Быть может, развитие науки состоит в преодолении барьеров.
В том числе – и выстроенных эволюцией.
Хотя и эволюция по определению, кажется, не может выстраивать каких-то бессмысленных и ненужных барьеров, ибо в планетарной эволюции все сбалансировано: безудержному развитию противостоит сложившаяся за эволюцию своеобразная система сдержек и противовесов.
Но специализирующиеся на открытиях науки издания нынче толкуют о барьерах.
Барьеры иногда не срабатывают, но это не всегда есть благо.


Потому что падение барьера может означать, к примеру, наличие тяжелого аутоиммунного заболевания.
Гидриды урана могут быть высокотемпературными сверхпроводниками, но для этого необходимо давление в десятки тысяч атмосфер.
Об этом, в сущности, толкуют нынче «Элементы».
Они, в частности, рассказывают, что мозг человека - помимо прочего – охраняет еще и имеющийся гемато-энцефалический барьер (ГЭБ).
ГЭБ стремится не допустить фатальных последствий. Он «затрудняет», как повествуется, «попадание в мозг любых непредусмотренным веществ». Целостность ГЭБ могут нарушать лишь серьезные заболевания – такие, например, как рассеянный склероз. При данном недуге «лимфоциты попадают в мозг и атакуют оболочки аксонов, из-за чего нарушается передача сигналов нервных клеток».
ГЭБ - это и в самом деле самый настоящий барьер.
Потому что мембраны клеток обслуживающих нервную систему сосудов настолько «плотно сшиты между собой специальными белками», «что через них не могут просочиться ни клетки, ни многие вещества». Сквозь этот барьер могут просачиваться «только то, для чего липидная мембрана клетки не представляет препятствия, например жирорастворимые гормоны (стероидные и гормоны щитовидной железы)».
«Пассивно сквозь такой барьер может пройти только то, для чего липидная мембрана клетки не представляет препятствия, например жирорастворимые гормоны (стероидные и гормоны щитовидной железы). Всё остальное попадает в нервную систему только активно, при помощи белков-транспортеров. Это помогает поддерживать стабильные условия, необходимые для нормальной работы мозга,- разъясняют «Элементы».
дополнительные материалы
Поглазеть равнозначно медитации

Ot barjera k barjeru2Но вот при рассеянном склерозе этот барьер перестает действовать. Почему-то эволюция это разрешила. В данном случае она и самому ГЭБ поставила конкретный барьер.
Свои барьеры есть и у сверхпроводимости («это полное исчезновение у материала электрического сопротивления»). Получить ее в материалах в стандартных земных условиях не только довольно сложно, но и достаточно накладно. Ученые на данной стезе неустанно ищут, но пока достигли не слишком-то много обретений. Деятели науки, в частности, в 2015 году создали «соединение серы и водорода с формулой H₃S», кое становится сверхпроводником при температуре минус 70 градусов по Цельсию. Это – достижение. В сравнение с тем, что сотню лет назад для достижения у материала сверхпроводимости нужно было тот материал охлаждать практически до абсолютного нуля (минус 273 градусов по Цельсию). Однако и это новое соединение - H₃S – в качестве сверхпроводника использовать практически невозможно: чтобы он таковым стал необходимо неслыханное великое давление – полтора миллиона атмосфер. Такой тут барьер выставила планетарная эволюция.
Разумеется, ученых возникшая проблема не остановила. Наоборот – раззадорила, и специалисты МФТИ даже сумели разработать гибриды урана, которые могут проявлять свойства сверхпроводника при давлении в несколько десятков тысяч атмосфер. Это, конечно, прогресс по сравнению с полутора миллионами атмосфер. Но из-за десятков тысяч и их в практическом плане применять, мягко говоря, затруднительно.
дополнительные материалы
И на горло давят и на хоботок

Однако ученые работают – они сейчас, как повествует вездесущая «Наука и жизнь», рассчитали, что гидриды урана, быть может, «могут сохранять стабильность и при снижении давления, вплоть до атмосферного». Но данные расчеты еще не проверены.
И тут совсем непонятно, стоит ли игра свеч.