Телескопы обновляют космическую мозаику

Телескопы позволяют ученым совершать новые открытия, им с их помощью, кажется, кое-что становится действительно известно.
Деятелям науки, к примеру, через сеть радиотелескопов ALMA удалось проникнуть в природу описанной еще монахом Антельмом из Дижона и астрономом Яном Гевелием в начале 1670-х годов небесной вспышки. По полученным через сеть ALMA данным, в далекой давности в расположенном в созвездии Лисичка объекте CK Vulpeculae на расстоянии в почти полторы тысячи световых лет от Земли столкнулись так называемый белый и коричневый карлики.
Саму туманность на месте вспышки с уникальной формой с внешне похожим на песочные часы обликом с расходящимися из центра в стороны джетами астрономы обнаружили еще в середине 1980-х годов, а про столкновение белого и коричневого карликов – лишь сейчас. На это астрономов навело наличие большого количества органических молекул и лития в центре туманности и в джетах.

От барьера к барьеру

Teleskopy obnovlyayut kosmicheskuyu mozaiku4Эволюция движения коричневого карлика к плотному белому карлику состояла из постепенного по мере приближения разрушения Teleskopy obnovlyayut kosmicheskuyu mozaiku6коричневого карлика, в результате происходили вспышки с уходом части вещества коричневого карлика в джеты.
Teleskopy obnovlyayut kosmicheskuyu mozaiku7Об этом повествует в своем пересказе опубликованных в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society результатов исследований Teleskopy obnovlyayut kosmicheskuyu mozaiku13ученых «Наука и жизнь», подчеркивая, что никогда еще прежде не удавалось зафиксировать столкновения белого и коричневого карликов.
Через выведенные на космическую орбиту телескопы (например, так называемые космические гамма-телескопы) в принципе можно много чего узнать. Сейчас, как докладывает всему прогрессивному человечеству та же «Наука и жизнь», функционируют «несколько космических гамма-телескопов». В частности, заработавшая в 2002 году Международная обсерватория гамма-лучей INTEGRAL Европейского космического агентства, находящаяся Teleskopy obnovlyayut kosmicheskuyu mozaiku14на орбите с 2007 года итальянская орбитальная обсерватория AGILE, выведенный на орбиту в 2008 году американский телескоп FERMI, Teleskopy obnovlyayut kosmicheskuyu mozaiku15работающий с 1994 года на американском космическом аппарате GGS WIND российский «Конус».
Teleskopy obnovlyayut kosmicheskuyu mozaiku16В официальных 88 созвездиях, разделяющих небосвод на отдельные регионы, перманентно что-то происходит, идет Teleskopy obnovlyayut kosmicheskuyu mozaiku17эволюция, конкретные явления и шаги которой ученые фиксируют. Например, тот же штатовский телескоп FERMI за десятилетие работы зарегистрировал почти 3 тысячи новых гамма-излучений.А американские астрономы – по результатам наблюдений через 8,2-метровый расположенный в обсерватории Мауна-Кеа на Гавайских островах телескоп Субару - объявили об открытии Teleskopy obnovlyayut kosmicheskuyu mozaiku18третьего объекта из группы так называемых седноидов (названы от имени открытой в 2003-м году расположенной в так называемом облаке Оорта малой планеты Седна). Он не только «позволил лучше оценить массу и заселенность этой зоны», ног и также сделать ученым вывод о том, «что параметры его орбиты (как и орбит других известных объектов облака Оорта) не противоречат существованию гипотетической девятой планеты — суперземли на окраинах Солнечной системы». Об этом повествуют в своем пересказе опубликованного на arXiv.org открытия ученых «Элементы».
Teleskopy obnovlyayut kosmicheskuyu mozaiku10Седна является первым описанным объектом облака Оорта: у Седны диаметр около 1000 километров и сильно вытянутая орбита – «с периодом обращения примерно 11 400 лет»: «она максимально приближается к Солнцу на 76 а. е., а в афелии удаляется от него на 936 а.е».
«Вторым был открыт объект 2012 VP113 с перигелием ~80 а. е. и афелием ~446 а. е. Скорее всего, он меньше Седны (радиус оценивается в 400–1000 км),- разъясняется в пересказе.
Третий новый открытый астрономами объект пока назван «2015 TG387» - «в афелии он удаляется от Солнца больше чем на 2000 а. е., а это значит, что он залетает во внутреннее облако Оорта».
Относительно самого облака Оорта в пересказе даются по-своему интересные разъяснения.
Поглазеть равнозначно медитации

«В первой половине ХХ века астрономы стали понимать, что в Солнечной системе должен быть какой-то источник «новых» комет: поскольку при каждом пролете мимо Солнца комета лишается части своего вещества (благодаря чему образуются комы и хвосты, и мы видим кометы), то за миллиарды лет все кометы давно бы испарились. Вполне естественно предположить, что где-то за орбитой Нептуна (радиус которой равен ~30 астрономических единиц, а. е.; 1 а. е. ≈ 150 млн км — среднее расстояние от Земли до Солнца) находится много небольших ледяных тел, которые при определенных условиях могут пополнять ряды комет. Эту идею в 1930-х Zamoshchenie ne est zameshchenieZamoshchenie ne est zameshchenie1годах высказал эстонский астроном Э. Эпик, а в 1950 году Ян Оорт написал статью с более детальным ее изложением. Если исходить из распределения параметров орбит долгопериодических (с периодом больше 200 лет) комет, то эти тела должны формировать сферическое облако, которое располагается очень далеко от Солнца и планет: по современным оценкам его внутренний радиус равен ~2000 а. е., а простирается оно до 100 000 а. е. (а это полтора световых года!) или даже дальше. Сейчас его называют облаком Оорта. Его внешнюю границу можно считать и границей Солнечной системы, так как там гравитационное и физическое влияние Солнца становятся почти незаметными. В 1980-х годах было высказано предположение о том, что облако Оорта имеет более сложную структуру: его внутренняя более плотная часть имеет форму относительно плоского диска, который ограничен радиусом ~20 000 а.е., а внешняя сферическая часть расположена снаружи от этого диска.
По разным оценкам в облаке Оорта от 100 миллиардов до 2 триллионов ледяных объектов, обращающихся по разным относительно стабильным орбитам вокруг Солнца. Но эта стабильность довольно легко может быть нарушена гравитационным воздействием со стороны пролетающей мимо звезды (одна из таких звезд — звезда Шольца, которая, вероятно, пролетела близко от Солнца примерно 70 000 лет назад), галактического прилива и т. д. В таком случае некоторые из тел облака Оорта могут изменить свои орбиты и устремиться в сторону Солнца — считается, что так появляются долгопериодические кометы. Эти кометы имеют сильно вытянутые орбиты (с большим эксцентриситетом) и они обычно наблюдаются во внутренней области Солнечной системы всего один раз (из-за очень большого периода). У некоторых комет орбиты могут вообще оказаться параболическими или гиперболическими (эксцентриситет ≥1) — они покидают Солнечную систему. У короткопериодических комет период обращения вокруг Солнца меньше 200 лет и, чаще всего, их орбиты лежат близко к плоскости эклиптики. Эти кометы (по крайней мере, сейчас) в основном прилетают из так называемого рассеянного диска (а некоторые — из пояса Койпера или даже из более близких областей Солнечной системы),- объясняется в пересказе.
Teleskopy obnovlyayut kosmicheskuyu mozaiku19У этого третьего объекта есть неофициальное название – «Гоблин» (по первым буквам его обозначения). Параметры его орбиты уже установлены – «перигелий ~65 а. е., афелий ~2037 а. е». Он позволил ученым вывести, что «во внутреннем облаке Оорта преобладают тела, у орбит которых большая полуось превосходит 1000 а. е., а их плотность в этой зоне остается примерно постоянной при удалении от Солнца».
«Предполагается, что количество объектов размером более 40 км в этой зоне составляет около 2×106 штук, что соответствует 1022 кг суммарной массы — это близко к массе пояса Койпера,- отмечают «Элементы», подчеркивая, что «новооткрытый седноид отлично уживается с предполагаемой планетой Х».
Такое вот новое звено в эволюции Солнечной системы открыли астрономы через телескопы.
Впрочем, многое деятели науки устанавливают и без телескопов.
К примеру, без оных ученые, похоже, восполнили фрагмент эволюции обитавшего в пермском периоде геликоприона, вооруженного серией – от 80 до 190 - острых зубов-лезвий, имевших общий спирально-свернутый корень: это создание, видимо, разрезало своей «пилой» переднюю часть тела моллюсков отряда Aulacocerida, этим, похоже, и питалось. Об этом повествуют в своем пересказе «Элементы».
Деятели науки через наблюдение за гориллами также ухватились за сулящий новацию в понимании эволюции человека факт: они установили, что уделяющим много времени детенышам (тем, кто часто с ними играет, чистит им шерсть и вообще проявляет о них заботу) самцам «больше везёт и с самками, и они оставляют больше потомства». Об этом повествуют в своем пересказе опубликованных в Scientific Reports выводов ученых «Наука и жизнь».
Такие на данный момент новые фрагменты появились у ученых в перманентно строящейся ими мозаике открытий.