Деятели науки разглядели тамарро и колоколы блазара

Деятели науки разглядели тамарро и колоколы блазара
Возможно, роль научных открытий деятелей науки не только в том, чтоб опровернуть какую-то из двух вроде как сталкивающихся и сшибающихся антитез - про то, что мир никогда уже не будет прежним, а также про то, что в мире все уже было - что под луной, что под солнцем, и доказать другую - про то, что мир, собственно, постоянно развивается.
Или - какое-то иное яркое для времени, но недостаточно обстоятельное для чистой науки воззрение.
Потому как воззрения и теории - это ведь, собственно, даже и не факты. Таковыми они могуть быть только у выдвинувших их теоретиков, да у тех, кто их принял, то есть - им поверил и в них уверовал.
А у науки с верой еще со стародавних времен сложились, мягко говоря, сложные взаимоотношения.
Быть может, она, в том числе, и в том, чтобы показать, что все в мире, даже и на заре эволюции, в ее бесонечной дальности тьмы эр и эпох до человека, обстояло не совсем так, как до недавнего времени даже и деятелям науки представлялось.
Подлинный путь науки, как говаривали классики, идет во тьме, часто - даже и на зыбком песке.
И это, видимо, и посейчас так, и принципиально тут мало что изменилось и в наши дни.
Однако и развитие, тем не менее, идет.

дополнительные материалы
Деятели науки вникли в микроструктуры

tamarroРазвивающаяся современная наука обретает новые усовершенствованные инструменты и методы, в результате многое, что для предшественников пребывало в тени - освещается.
Поэтому ныне деятели науки по находке буквально одной-единственной косточки могут уже выстроить картину того, как жили и выглядели обитавшие в позднемеловом периоде около 66 млн лет назад представители необычного вида диназавров - тамарро из семейства троодонтид, о котором до начала нынешнего двадцать первого столетия вообще не было практически ничего известно, и эти полученные сейчас данные говорят именно о том, что мир в те времена был не совсем таким, как до этого ученым представлялось.
Об этом рассказало деятелям науки исследование найденной в Испании так называемой второй плюсневой кости правой задней лапы животного, являвшегося по сути своей хищником сравнительно небольшого размера.
К примеру, деятелям науки открылось, что во взрослом состоянии представители этого вида диназавров - тамарро - достигали, видимо, около 2 метров в длину и весили порядка 20 килограммов.
дополнительные материалы
Деятели науки дошли до определений

Найденная же кость поведала исследователям, что «на момент смерти динозавр был еще молод и не достиг максимальных размеров, но уже был заметно крупнее большинства других троодонтид».
Тамарро, как представляется деятелям науки, вообще рос необычайно стремительно в сравнении с другими динозаврами, и «по темпам роста этот динозавр «обогнал» всех известных рептилий и вплотную приблизился к показателям, характерным для современных нелетающих птиц», об этом в своем пересказе открытия ученых повествуют «Элементы».
Деятели науки полагают, что тамарро достигал подростковой стадии развития уже течение первого года жизни, а зрелым становился уже на второй год жизни.
Пока конкретная причина такого стремительного роста тамарро деятелям науки неизвестна, но у них имеется предположение, что это могло происходить из-за особенностей экосистемы, в которой он обитал.
Предполагается, что отнюдь не великий по своим двухметровым размерам тамарро «мог быть одним из крупнейших и опаснейших хищников на Европейских островах» и охотиться, в том числе, на детенышей тринадцатиметровых эдмонтозавров.
При этом данный динозавр занимал особое филогенетическое положение на древе эволюции троодонтид.
«Согласно заключению описавшего тамарро коллектива палеонтологов, он принадлежал к подсемейству цзиньфэноптериксовых (Jinfengopteryginae), и его ближайшие родственники — это китайские троодонтиды, такие как сам цзиньфэноптерикс, филовенатор и ляонинвенатор. Все они были мелкими пернатыми хищники, размером не больше курицы, и жили задолго до появления тамарро. Присутствие представителя этого подсемейства в Западной Европе, за тысячи километров от места жительства его родственников, свидетельствует в пользу того, что в течение мелового периода животные из Восточной Азии постепенно мигрировали на запад, пока, наконец, не достигли Европейского архипелага. И произошло это, похоже, незадолго до мел-палеогенового вымирания, положившего конец эпохе динозавров: судя по датировке найденной кости тамарро, ее обладатель жил всего за 200 тысяч лет до этого катаклизма,- отмечается в пересказе.
Вот что способна рассказать об эволюции животных позднемелового периода находка одной-единственной маленькой, длиной всего с человеческий палец косточки.
Такое представление об этом необычном динозавре и необычном мире вокруг него сложилось пока у деятелей науки.
Соответствует ли оно тогдашнему реальному миру - это, как говорится, покажут дальнейшие исследования.
Возможно, новые результаты уточнят знания.
Помочь понять хотя бы отчасти, что из себя представлял тогдашний мир, нынешним никогда и не живавшим в нем современным деятелям науки может, видимо, лишь обретение новых знаний, основанных на новом научном инструментарии.
Они, эти новые знания о мире, сосредоточены не только в далеком прошлом, дальней эволюции Земли, но и в великом по своей необъятности микромире.
Однако - чтобы их обрести - требуются соответствующие для этой задачи научные инструменты и оборудование. К примеру, для открытия так называемых суперсимметричных частиц, как повествуют в своем пересказе «Элементы», нужна постройка так называемого мюонного коллайдера.
Новые знания обретаются и в непредставимо далекой - в миллиарды световых лет - дали вселенной.
В ней, например, обретаются так называемые блазары (разновидность квазаров), кои генерируют и выбрасывают из себя ярчайшую узкую струю релятивистских частиц сверхвысоких энергий (джет).
blazarОни, как предполагают современные деятели науки, являются сверхмассивными чёрными дырами в центрах галактик. Для землян, как думают деятели науки, испускаемая блазарами огромная энергия струи частиц не представляет опасности, поскольку они расположены от Земли на расстоянии в миллиарды световых лет.
О том, что происходит в их недрах, рассказали десятилетние наблюдения международной команды астрофизиков с участием специалистов ГАИШ МГУ за расположенным около полярной звезды так называемым блазаром S5 1803+784.
Об этом в пересказе публикации в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society повествует вездесущая «Наука и жизнь».
«Анализ полученных данных показал, что излучение не имеет единого спектра, как следовало бы ожидать в случае синхротронной природы излучения, то есть излучения заряженными частицами, движущимися с релятивистскими скоростями по траекториям, искривлёнными магнитным полем. Спектр же напоминал два колокола в «мягкой» и «жёсткой» области, так специалисты называют соответственно низко- и высокоэнергичные диапазоны. Но при этом «колокола» менялись почти синхронно, что говорит о компактности излучающей области. Исследователи пришли к выводу, что, скорее всего, жёсткие фотоны образовались в результате рассеяния мягких синхротронных фотонов радио и оптического диапазонов на электронах релятивистской струи. При этом фотоны низкой энергии получают от более энергичных релятивистских электронов дополнительную энергию и «перепрыгивают» в гамма- и рентгеновский диапазон спектра.
Получение фотонами энергии от электронов и называется обратным эффектом Комптона, в отличие от просто эффекта Комптона, в котором фотоны наоборот отдают энергию электронам (обнаружен американским физиком Артуром Комптоном в 1923 году, Нобелевская премия по физике за 1927 год),- разъясняется в пересказе.
Такие результаты дало десятилетнее наблюдение за блазаром.
Возможно, они не выглядят всеобъемлющими и многого не разъясняют, как и почему и в какой момент конкретно возникает данное ярчайшее явление во вселенной.
Но, видимо, и то что есть - уже хорошо.
Поскольку вглядываться деятелям науки в это явление через телескопы глобальной сети МАСТЕР МГУ приходится через расстояния в миллиарды световых лет.
Таков пока ход эволюции современной науки.