Деятели науки озаботились клетками мозга

Деятели науки озаботились клетками мозга
Их волнует не только извечная проблема про то, как сделать так, чтобы мозгу лучше думалось.
Их интересует генереция в мозге новых нейронов. Чтобы мозг сохранял высокие когнитивные способности.
Интересно, что деятели науки в ходе экспериментов пришли к заключению о росте новых нейронов при прерывистом голодании.
Мыслящий сознательно некоторое время голодает, а у него в это время прорастают новые нейроны.
Такое в известном смысле парадоксальное открытие сделали деятели науки из Института психиатрии, психологии и нейробиологии Королевского колледжа Лондона.
Об этом в пересказе публикации в Molecular Psychiatry повествует «Лента.ру».
Разумеется, данные исследователи проводили эксперименты на мышах, однако, как они утверждают, их результаты применинимы и для пожилых граждан, чьи когнитивные возможности с возрастом улучшаются.
А прерывистое голодание - еда предоставлялась через день - способствует улучшению долговременной памяти и инициирует генерацию новых нейронов в мозге.
Эволюция данного явления вовсе не загадачна - в нем, по утверждению ученых, заглавную роль играет интересный во многих отношениях ген, именуемый в научной классификации Klotho (Kl).


Активность данного гена, судя по публикации, продлевает жизнь подопытным, а его отсуствие - приводит к преждевременному старению.
Мыши в эксперименте через три месяца прерывистого - через день - голодания улучшили свою долговременную память, при этом данный процесс сопровождался увеличением количества клеток в гиппокампе.
То есть - происходил рост новых нейронов.
Прерывистое голодание, по мнению деятелей науки, может помочь пожилым людям в улучшении их когнитивных способностей, которые с возрастом снижаются, поскольку с возрастом снижается и выработка белков гена Klotho.
«Это подтверждается тем, что подавление KI в клетках-предшественниках гиппокампа в ходе эксперимента приводит к снижению нейрогенеза, тогда как сверхэкспрессия KI увеличивает нейрогенез,- утверждается в пересказе.
Данное утверждение институтских деятелей науки, видимо, следует отнести пока все-таки к разряду экспериментальных, а то - не ровен час - какой-либо возрастной гражданин возьмется за прерывистое голодание для улучшения долговременной памяти, а в результате у него - не исключено - в настоящем наступит этакое утомление организма и всякая утеря интереса к жизни.
Между тем, интерес, согласно пересказу публикации в Frontiers in Molecular Neuroscience вездесущей «Науки и жизни» - буквально стимулирует рост нейронов.
Это установили сотрудники Барселонского научно-технологического института в экспериментах на мышах.
Причем мышей экспериментаторы разделили на две группы. Для одной группы мышей они создали в клетке интересную и насыщенную жизнь: в их клетке они соорудили туннели, шары, кубики и разные другие интересности.
При этом они и жили не каждый сам по себе, а большой компанией.
А вот другим мышам они таких условий не создали, да и жили они в клетке в меньшей компании.
Ну, и, разумеется, у мышей, чья жизнь была более насыщенной и интересной, происходил не только рост нейронов.
У них - в отличие от бедных подопытных - шла совсем иная жизнь, причем - на уровне хромосом.
«Deyateli nauki ozabotilis kletkami mozga1Как известно, разные участки хромосом могут быть в закрытом, плотноупакованном виде и открытом, слабоупакованном. Плотность упаковки зависит от белков гистонов, которые постоянно находятся вместе с ДНК.
Если они её плотно упаковывают, то гены оказываются недоступны для белковых машин, которые считывают с них информацию.
Если упаковка слабеет, ДНК образует свободные нити и петли, на которые могут сесть ферменты, читающие генетическую информацию.
В более разнообразном окружении в ДНК распаковываются регуляторные участки – особые последовательности, от которых зависит активность разных генов. Любопытно, что участки-регуляторы распаковывались не только в нейронах, но и в служебных глиальных клетках.
Раньше роль глии сводили только к уборке мусора, физической поддержке и иммунной защите нейронных цепей; в последнее же время появляется всё больше данных о том, что разные глиальные клетки вмешиваются в саму передачу нейронных импульсов и тем самым могут влиять на когнитивные функции. Так что тем более нет ничего удивительного в том, что интересная жизнь сказывается и на активности генов в клетках глии.
Упаковка ДНК гистонами зависит от химических модификаций на молекулах гистонов. Это одна из форм эпигенетической регуляции генетической активности: снимая одни химические группы с гистонов и прикрепляя другие,
можно включать и выключать целые группы генов, приспосабливаясь к новым обстоятельствам. После того, как ДНК распакована, нужно приблизить разные её участки друг к другу, чтобы последовательности-регуляторы сблизились с генами, которые они регулируют. Исследователи показали, как в насыщенном жизненном окружении в клетках мозга меняется активность трёх белков, которые помогают распаковать ДНК и смонтировать её в пространстве для активации нужных генов.
В результате у мышей активируются гены, необходимые для роста нейронных отростков, для формирования синапсов и т. д.,- утверждается в пересказе.
Такую вот мышиную эволюцию под влиянием просто интересной жизни докладывают деятели науки.
Однако так ли это работает у людей?
Вот в чем, что называется, вопрос.
Мыши - это всего лишь мыши.
А люди - это, конечно, люди.
Однако не исключено, что эволюция в этом случае предписала человеку иные метаморфозы.