Новациям предпочитают адаптацию

Новациям предпочитают адаптацию
Видимо, новациям животные предпочитают адаптацию.
Потому как эволюция, быть может, вообще выработала у всего живого конформистский, а не революционный стиль существования.
Как встарь, как предки, как все – такой основополагающий и фундаментальный принцип, возможно, буквально вколочен до мозга костей всему живому всем колоссальным опытом эволюции. У некоторых тот опыт отлит в своеобразную культурную традицию.
Даже птицы, как выяснили ученые, в своем песенном творчестве из поколение в поколение могут петь одни и те же птичьи свои песни, кои выводили их далекие пращуры,- от пятисот до полторы тысячи лет.
Об этом повествуют в своем пересказе опубликованных в Nature Communications результатов исследований британских и американских орнитологов «Элементы».
Ученые детально исследовали вокальное искусство с житьем-бытьем обитающей в Северной Америке мелкой певчей птички из семейства овсянок – болотной зонотрихии (Melospiza georgiana). Наблюдение и анализ полученных в ходе его данных через специально созданную учеными математическую модель показали, что зонотрихии используют в своих трелях (певчих моделях) и древние слоги, коим по подсчетам орнитологов, «в среднем 1537 лет», и типы слогов втрое моложе, но они «существуют более 500 лет» (таковых выявлено более 8%). Непосредственные же «сравнения записей, сделанных в одной из популяций», буквально и явно указали на то, что «17 из 19 слогов исполнялись птицами еще в 1976–78 годах», то есть – «более чем за 30 лет до исследования». Исследование подвело ученых к однозначному выводу о том, что эти птички могут исполнять «один и тот же тип песен в неизменном виде в течение сотен лет».

дополнительные материалы
В джетлаг не налюбуешься огненным чижом

«Поразительную стабильность авторы связывают с тенденцией самцов копировать в первую очередь те песни, которые преобладают в популяции — такой «конформистский уклон» широко распространен и в человеческом обществе, но для птиц это первое подтверждение, полученное в естественной среде. Способность к выбору определенной «модели для подражания» создает основу для долговременной культурной передачи, которая обычно считается сугубо человеческой чертой,- пишут «Элементы».
Исследователи полагают, что песенное постоянство обусловлено конкретными обстоятельствами жизни вида.
otchego novaciyam predpochitayut adaptaciyu2«Молодые самцы этого вида обучаются песне лишь в течение первых восьми недель жизни. За это время они запоминают наборы слогов, otchego novaciyam predpochitayut adaptaciyu1которые слышат от других самцов. Сначала они исполняют порядка 13 разных слогов (считая разные модификации одного и того же типа). По мере взросления этот набор сокращается более чем вдвое: в период размножения самцы исполняют от 1 до 6, в среднем — 3 типа слогов. В подавляющем большинстве случаев это именно те слоги, которые они слышали от старших птиц: новые вариации появляются не более чем у 2% особей,- разъясняется в пересказе.
При этом «Элементы» подчеркивают, что «песенные традиции птиц намного проще многогранной человеческой культуры, но теперь мы знаем, что они могут поддерживаться на протяжении сопоставимых по длительности временных промежутков».
«Если считать «культурой» любые особенности поведения, характерные для конкретной группы животных и передаваемые через социальное обучение, то культура присуща множеству организмов, в том числе и некоторым беспозвоночным. Однако в большинстве случаев животные перенимают друг у друга лишь простые навыки, которые они, в принципе, могли бы освоить и самостоятельно. Кумулятивная передача знаний и умений, которые не смогла бы изобрести отдельно взятая особь, доступна лишь людям, певчим птицам, и, возможно, шимпанзе. Впрочем, у птиц культурная передача ограничена узкой областью вокального мастерства — тогда как у людей она охватывает самые разнообразные сферы,- отмечают «Элементы».
К такому вот по-своему интересному положению вещей пришел вид данной североамериканской певчей птички в ходе эволюции.
otchego novaciyam predpochitayut adaptaciyu4Видимо, до житья-бытья той болотной зонотрихии не дотянулась еще в полной мере и не вклинилась в него так называемая человеческая культура. Не исключено, что тогда могли быть вовсе и иные результаты.
Как это произошло, к примеру, в житье-бытье домашнего кролика.
otchego novaciyam predpochitayut adaptaciyu3Пребывание из поколения в поколение рядом с человеком привело не то чтобы к ментальным поведенческим изменениям у домашних кроликов в сравнении с дикими сородичами, но и даже буквально к физическим, причем – в таком важном органе, как амигдала (так называемое миндалевидное тело), который ответственен за эмоции вообще и чувство страха в частности.
Это установили шведские ученые, кои через магнитно-резонансный томограф сравнили строение мозга у домашних и диких кроликов. Обследование на томографе показало, что у домашних кроликов амигдала на целых 10% меньше, чем у их обретающихся на свободе собратьев. При этом также выяснилось, что у домашних кроликов по факту так называемая «средняя префронтальная кора, которая контролирует поведенческие реакции, возникающие при испуге и агрессивном поведении», на целых «11% массивнее».
Об таких результатах не так давно рассказала в своем пересказе опубликованных в PNAS результатов исследований шведских ученых «Наука и жизнь».
«Кроме того, домашние кролики вообще хуже обрабатывали сигналы, которые относились к стандартному режиму «дерись или беги», включающемуся в мозге в момент опасности, - отмечается в пересказе.
Novaciyam predpochitayut adaptaciyu5При этом подчеркивается, что в мозг домашних кроликов вообще «в целом» так перестроился, «чтобы кролик поменьше беспокоился о том, надо ли ему драться или же бежать».
Так что если даже процитировать домашнему кролику название некогда популярного романа «Беги кролик, беги» - домашний кролик, видимо, вряд ли побежит.
Такая вот эволюция произошла с домашним кроликом.
Ну, а и то и другое исследование, как, видимо, и вообще в принципе абсолютно все научные исследования по животным, показывают одну универсальную вещь: животные если уж и приемлют какие-то новации, то – через какую-то адаптацию, и они в принципе не предрасположены становиться этакими революционерами. Революционеры по большей части, видимо, выходят все-таки из людей. Но они бывают разными. Однако это – совсем другая уже песня.